Система ученых степеней

Все самое важное на тему: "Система ученых степеней" с объективным подходом к проблематике. Актуальность информации на 2021 год можно уточнить у дежурного консультанта. Так же он ответит на другие сопутствующие вопросы.

Кожемякин И. Ф. Система ученых званий и степеней в США

Система ученых званий и степеней в США похожа на нашу, но в ней есть некоторые отличия.

Научные степени

Степень Ассоциата — Associate Degree

Данная степень является промежуточной степенью между окончанием школы и степенью бакалавра. Эта степень присваивается после учебы по двухлетней программе колледжа и ведет к получению степени бакалавра после завершения двух дополнительных лет обучения.

Степень Бакалавра — Bachelor’s Degree

В США первый этап высшего образования (сразу после окончания средней школы) длится, как правило, четыре года (по некоторым специальностям, как, например архитектура, требуется учиться 5 лет) и, при успешном обучении, заканчивается получением степени Бакалавра. Оно может быть разделено на два двухлетних блока с промежуточной степенью Ассоциата. В этом случае, после первых двух лет обучения в двухгодичном колледже (где образование стоит дешевле), можно поменять учебное заведение.

Степени Магистра присваиваются не всеми вузами, а только теми, которые имеют соответствующие программы обучения и прошли необходимую сертификацию.

Обучение на степень Магистра продолжается от одного до двух лет.

Количество занятий в программе обучения можно выбрать среди предложенных академичных курсов. Кроме этого, большинством программ требуется самостоятельная научная работа для получения степени Магистра (это требование зависит от специализации и конкретного университета). Она проводится под руководством профессора или совета профессоров, которые помогают в выборе научных программ. Здесь студент должен отличаться оригинальным мышлением и творческим подходом.

Степень Доктора — Doctoral Degree

Основа докторских программ — самостоятельные научные исследования, которые ведут к защите докторской диссертации.

В США можно стать доктором без получения степени магистра. Соответственно продолжительность таких программ больше, чем продолжительность программ для тех, кто уже имеет степень Магистра.

Профессиональные степени — First-professional Degrees

Профессиональные степени — это степени, признанные Департаментом США по Образованию необходимыми для последующего лицензирования. Они присваиваются в следующих областях: ветеринария, богословие, медицина, оптометрия, остеопатическая медицина, ортопедия, право, стоматология, раввинское обучение, фармакология, хиропрактика.

Научные звания и должности

Точного соответствия между отечественными званиями и званиями в США нет и быть не может. Можно только примерно приравнять наши чины и ранги к «не нашим»:

Должности и звания преподавателей

Доцент и старший преподаватель — Associated Professor

Ассистент и преподаватель — Assistant Professor

Должности и звания научных работников

Заместитель директора — Deputy Director

Заведующий отделом НИИ, заведующий лабораторией в составе НИИ — Head of Department

Главный научный сотрудник и ведущий научный сотрудник — Project Leader, Leading Scientist

Старший научный сотрудник — Senior Scientist

Научный сотрудник и младший научный сотрудник — Researcher.

Источник: http://delta.vstu.ru/?p=1240

Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74
«Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней»

С изменениями и дополнениями от:

12 августа 2003 г., 20 апреля 2006 г., 4 мая, 2 июня 2008 г., 31 марта 2009 г., 20 июня 2011 г., 24 сентября 2013 г., 28 сентября 2018 г.

ГАРАНТ:

Во исполнение настоящего постановления издан приказ Минобразования РФ от 4 марта 2002 г. N 675

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 15 мая 2002 г. прилагаемые:

Единый реестр ученых степеней и ученых званий;

Абзац третий утратил силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 10 октября 2018 г. — Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 пункт 2 признан утратившим силу с 1 января 2014 г. в части документов о присуждении ученых степеней

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. N АКПИ16-690, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N АПЛ16-544, пункт 2 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

2. Установить, что в качестве документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только дипломы и аттестаты, выданные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1185 «Об утверждении Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2898) в части присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней;

постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 567 «О внесении дополнения в Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 24, ст. 2291).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Единый реестр
ученых степеней и ученых званий
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74)

С изменениями и дополнениями от:

24 сентября 2013 г.

В соответствии с правовыми основами оценки квалификации научных работников и критериями определения этой оценки, обеспечиваемыми государственной системой аттестации, устанавливаются следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации:

абзац второй утратил силу с 1 января 2014 г.;

Информация об изменениях:

абзац третий утратил силу с 1 января 2014 г.;

Информация об изменениях:

ученое звание профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

Читайте так же:  Возврат отпускных при увольнении работника отгулявшего отпуск

ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Положение
о порядке присуждения ученых степеней
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74)
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 475)

Абзац третий пункта 1, утвердивший настоящее Положение, признан утратившим силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. Положение о присуждении ученых степеней, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842

С 15 мая 2002 г. устанавливаются следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации: ученые степени доктора наук и кандидата наук; ученые звания профессора, доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников, профессора и доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Также определяются правовые основы оценки квалификации научных и научно-педагогических работников и критерии, которым должны отвечать диссертации — научно-квалификационные работы, представленные на соискание ученой степени.

Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней»

Единый реестр ученых степеней и ученых званий и Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 15 мая 2002 г.

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 6 февраля 2002 г. N 23, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 6 ст. 580

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2018 г. N 1152

Изменения вступают в силу с 10 октября 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 475

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 279

Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 424

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N 330

Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2006 г. N 227

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2003 г. N 490

Источник: http://base.garant.ru/184128/

STEPENI.RU / Ученые степени и звания

Поиск на сайте

Навигация

Рубрики

  • Аккредитация, лицензирование и проверки вузов: новости и факты (22)
  • Аналитика, экспертные мнения, исследования (40)
  • Болонский процесс (19)
  • Вопросы образовательных стандартов (21)
  • Вопросы поступления и зачисления в вузы (54)
  • Всё о документах (9)
  • Высшая школа (50)
  • Диссертационные советы (46)
  • Другие новости (87)
  • ЕГЭ и проблемы средней школы (126)
  • Законы, законопроекты, постановления, положения, инструкции (72)
  • Инженерно-техническое образование (10)
  • Информатизация образования и науки (21)
  • Криминал, нарушения, взятки и мошенничество в вузах и сфере образования (106)
  • Мнения и реплики власти (223)
  • Начинающим (3)
  • Перечень ВАК (24)
  • Проект STEPENI.RU (4)
  • Разное (56)
  • Реформы в образовании и науке (48)
  • Сколково и научные достижения (10)
  • Степени, звания, специальности (13)
  • Федеральные, национальные и научно-исследовательские университеты (66)

Объявления

Ссылки

Проекты

Архив

Подписка

Статистика

Вопросы международного признания ученых степеней “кандидат наук” и “доктор наук”

В России принята двухступенчатая система аттестации с присуждением ученых степеней: кандидат наук и доктор наук по номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной в приложении № 1 к приказу Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 31.01.2001 № 47.

Кандидат наук – учёная степень, присуждаемая в Российской Федерации (СССР) с 1934 г. лицам, имеющим высшее образование, сдавшим кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию.

Доктор наук – учёная степень, которая впервые стала присуждаться Болонским университетом в Италии в 1130 г. Спустя ровно сто лет эту степень начал присуждать Парижский университет. В университетах России учёная степень доктора наук впервые была введена в 1819 году. После 1917 г. произошел 17-летний перерыв и только с 1934 г. ученую степень доктора наук стали присуждать кандидатам наук бывшего СССР, которые на основе самостоятельной научно-исследовательской работы, содержащей теоретические обобщения и решение научных проблем, представляющие значительный вклад в науку и практику, публично защитили докторскую диссертацию.

Несмотря на всю основательность подготовки российских кандидатов и докторов наук, российские учёные степени не сопоставимы с учеными степенями, существующими в международной системе образования. В большинстве стран они не признаются, что влечет за собой необходимость переаттестации, если кандидат или доктор наук планирует работать за рубежом.

В иностранных словарях отсутствуют словарные статьи российских ученых званий «кандидат наук» и «доктор наук», что создает препятствия для публичного заявления российского ученого о себе.

Прямой перевод термина «доктор наук» с русского языка, например, на английский язык как «Doctor of Science» юридически ведет к понижению статуса российского ученого, поскольку степень «Doctor of Science» не относится к разряду ученых степеней, принятых в мировой образовательной системе. Поэтому, до решения вопросов о взаимной нострификации (приравнивания) ученых степеней, при переводе на иностранные языки терминов «кандидат наук» и «доктор наук», Европейский Центр при ЮНЕСКО по вопросам высшего образования рекомендует использовать соответствующие транслитерационные обозначения: «Kandidat Nauk» и «Doctor Nauk».

С целью создания юридических предпосылок для преодоления проблемы признания дипломов, ученых степеней и образовательных программ Совет Европы совместно с Организацией Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО) на протяжении 1992-1997 годов разрабатывали новые единые для всех стран-участников конвенции в области образования. В регион Европы, рамки которого определены ЮНЕСКО, входят 49 стран, включая США, Канаду и Израиль. В период с 1998 г. по 2000 г. Россия также ратифицировала шесть конвенций, касающихся вопросов образования.

К Европейским конвенциям присоединились такие страны, как: Австрия, Азербайджан, Албания, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Грузия, Дания, Израиль, Исландия, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, США, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.

Однако Европейские конвенции не решили всех проблем, связанных с взаимным признанием дипломов и образовательных программ, в особенности для ряда стран, не входящих в регион Европы. После распада СССР, для стран-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) приобрели дополнительную актуальность вопросы формирования единого образовательного пространства на территории СНГ, а также вопросы признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

Дальнейшим продвижением инициатив Совета Европы и ЮНЕСКО явилось создание в Европейском регионе международной программы по развитию единого информационного пространства – «Мост между Востоком и Западом» (Bridge between East and West). Для ее реализации, по инициативе Короля Бельгии Альберта II в соответствии с королевским декретом №7/CDLF/14.352/S от 19 сентября 1999 г. учреждена Европейская Академия Информатизации (AEI, Belgium ) под руководством академика Эдуарда Владимировича Евреинова, который впервые предложил концепцию образования для подготовки высококвалифицированных специалистов, получившую название «Глобальная Система Образования» (ГСО).

Читайте так же:  Дайте определение дисциплинарной ответственности

ГСО была задумана как система, содействующая созданию единого эталона при сравнении различных образовательных систем, действующих в разных странах мира. Европейская Академия Информатизации (L’Académie Européenne d’Informatisation – AEI, Бельгия), совместно с Ассоциацией Высших Аттестационных Комиссий и Высших Аттестационных Комитетов (International Association of High Attestation Commissions and Committees – IAHACC) проводит большую научно-исследовательскую и методическую работу по разработке и внедрению международных стандартов в области высшего и последипломного образования. Наличие единого международного эталона в области образования значительно упрощает процедуру признания и установления эквивалентности дипломов, ученых степеней и ученых званий в мировом научном сообществе, поскольку, в этом случае, отпадает необходимость устанавливать эквивалентность дипломов одной страны с дипломами всех других стран.

Предложенная академиком Евреиновым Э.В. двухуровневая система подготовки высших научных кадров в концепции ГСО (докторский уровень и гранд докторский уровень) наиболее полно соответствует системе аттестации, принятой в странах бывшего СССР. В рамках этой концепции в настоящее время эффективно используется следующая схема нострификации (приравнивания):

кандидат наук доктор философии (Ph.D.)
доктор наук гранд доктор философии (Grand Ph.D.)

Страны, где не требуется переаттестация обладателей российской учёной степени при подтверждении свободного владения языком:

Алжир, Ангола, Аргентина, Афганистан, Бангладеш, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Буркина–Фасо, Бурунди, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гана, Гвинея, Гвинея–Бисау, Греция, Дания, Египет, Индия, Иордания, Ирак, Йемен, Камбоджа, Камерун, Кения, КНДР, Колумбия, Коморские острова, Конго, КНР, Коста–Рика, Куба, Лаос, Ливан, Ливия, Мадагаскар, Мали, Мальта, Марокко, Мексика, Монголия, Непал, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Палестина, Перу, Польша, Сирия, Сомали, Судан, Таиланд, Танзания, Того, Тунис, Турция, Уганда, Чад, Чехия, Шри–Ланка, Эквадор, Эфиопия, Югославия, ЮАР.

Источник: http://stepeni.ru/2008/08/05/priznanie-stepene/

Ученые степени и ученые звания

С позиций статистики ученым вправе называться любой гражданин, творчески работающий в науке. Но не забывайте еще одну важную истину: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек». Тем более в обществе, занимающем не последнее место в мире по уровню формализма, бюрократизма. Итак, хотите считаться ученым — предъявите справку о том, что вы и есть ученый. Такими справками являются дипломы и аттестаты, свидетельствующие о наличии ученой степени или звания. Так что вначале предстоит разобраться в этих самых степенях и званиях, наличие которых подтверждается документально уполномоченными на то органами научной власти.

В соответствии с правовыми основами оценки квалификации научных работников и критериями определения этой оценки, обеспечиваемыми государственной системой аттестации, в Российской Федерации установлены следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации:

· ученая степень доктора наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников;

· ученая степень кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников.

Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестационной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о соответствии представленной диссертации установленным критериям.

Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском образовании» в Российской Федерации установлены ученые звания профессора и доцента.

Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., установил следующие ученые звания для научно-технических и научных работников:

· профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

· доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

· профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

· доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников.

Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г., ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора вуза или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

· успешно работают в указанных должностях в течение года;

· имеют стаж научно-педагогической работы не менее десяти лет, из них не менее пяти лет педагогической работы в вузах или учреждениях повышения квалификации;

· являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или не менее трех учебно-методических работ, опубликованных за последние три года;

· являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликованных за последние три года;

· подготовили в качестве научных руководителей или научных консультантов, как правило, не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени.

Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях вузов или учреждений повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 11 Положения.

Одно из основных условий присвоения ученого звания профессора – наличие у работника ученой степени доктора наук. Однако ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено без защиты докторской диссертации кандидатам наук (в виде исключения), работникам искусств, специалистам физической культуры и спорта, крупным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной отрасли знаний, если их деятельность соответствует требованиям п. 6 – 10 Положения о порядке присвоения ученых званий.

Читайте так же:  Выплаты индексации работающим пенсионерам после увольнения

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора вуза или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

· успешно работают в указанных должностях в течение года;

· имеют стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет педагогической работы в вузах или учреждениях повышения квалификации;

· являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние три года;

· являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликованных за последние три года.

Ученое звание доцента по специальности может быть присвоено докторам, кандидатам наук, замещающим по трудовом договору должности старшего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях вузов и учреждениях повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 17 Положения от 29 марта 2002 г.

Доцент, как минимум, должен иметь ученую степень кандидата наук. Вместе с тем при наличии условий, обозначенных в пунктах 13 – 16 Положения о порядке присвоения ученых званий, ученое звание доцента может быть присвоено без защиты диссертации, в виде исключения, лицам, имеющим высшее образование, работникам искусств, специалистам физической культуры и спорта, высококвалифицированным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной области знаний.

Таким образом, учёные степени и званияквалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_129656_uchenie-stepeni-i-uchenie-zvaniya.html

Сравнение ученых степеней уровней B.S, M.S., Ph.D, присуждаемых в различных странах мира

На сегодняшний день процедура присвоения ученых степеней в России и иных странах существенно отличается. Более того, несмотря на действие Болонской системы, в ряде государств «бакалавра» и «магистра» относят к ученой степени базового высшего образования.

На сегодняшний день процедура присвоения ученых степеней в России и иных странах существенно отличается.

Более того, несмотря на действие Болонской системы, в ряде государств «бакалавра» и «магистра» относят к ученой степени базового высшего образования.

Бакалавр

Если в России бакалавриат – это ступень образования (обучение длится 4 года), то в ряде западных стран бакалавров относят к «ученой степени», которая присуждается по мере обучения в ВУЗе в течение определенного периода времени.

Например, чтобы стать «бакалавром» в Канаде или США, Великобритании, ЕС необходимо отучиться в специальных образовательных заведениях около 3-4 лет, а по медицинским специальностям – около 6 лет.

Самыми популярными степенями бакалавриата на территории Великобритании являются бакалавр искусств (обозначается ВА), бакалавр архитектуры (ВАrch), бакалавр медицины (МВ), бакалавр права (LLB) и др.

В Дании, Швеции и Норвегии получить «бакалавра» можно по окончании трехлетнего минимального курса при ВУЗе.

При этом студентам необходимо выполнить дипломную работу, а также сдать спецпредметы, пройти госаттестацию.

Магистр

После получения «бакалавра» студенты могут продолжить обучение в магистратуре. Этот принцип действует фактически повсеместно.

Стать магистром в России можно, обучившись после бакалавриата в Вузе еще 2 года (очно).

Магистратура предполагает более углубленное изучение предметов в рамках выбранной специальности, получение практических навыков по профессии, выполнение исследований и иных научных проектов.

Магистратура в Великобритании своеобразна. Здесь студенты могут обучаться по программам исследовательского плана или повышающего уровень квалификации.

Направление обучения студент выбирает самостоятельно. Первые 9 месяцев обучения студенты посещаю лекции и семинары. Затем проходят промежуточную аттестацию.

После этого они приступают к выполнению научно-исследовательской работы (магистерской диссертации, дипломный проект) под контролем научного руководителя.

После успешной защиты им присваивается ученая степень «магистр философии» (M.Phil).

В ВУЗах США и Европы чаще всего по окончании магистратуры студентам присваивают следующие ученые степени: магистр искусств (МА), магистр наук (M.Sc.), магистр богословия (M.Div.), магистр права (LLM) и пр.

Обучение в магистратуре в Швеции, Норвегии, длится всего 2 года. За это время студенты должны не только учиться, но и параллельно самостотельно писать дипломный проект (магистерскую работу).

Тема исследования выбирается уже в середине первого года обучения. Первые 6 месяцев обучения проходят в форме, лекций, семинаров.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Кандидат наук и доктор наук

В России эта ученая степень присваивается аспирантам после окончания аспирантуры. Также возможно соискательство – упрощенная форма, когда человек самостоятельно пишет диссертацию, а для защиты прикрепляется к ВУЗу, но не посещает занятия и пр.

В Норвегии, Исландии и Дании эта ученая степенно присваивается после обучения в «кандинатуре» (аналог российской аспирантуры). Обучение длится около 2,5 лет.

Учащиеся получают теоретические знания, посещают занятия (лекции, семинары), получают расчетные, аналитические, художественные и иные навыки. Получение «кандидата наук» в Финляндии длится 3 года.

В последнее время в ЕС «кандидата наук» стала вытеснять американская модель высшего образования «доктор философии» (обозначается как Ph.D).

В США эта ученая степенно присваивается специалистам философской, гуманитарной направленности, естественнонаучных специальностей.

В ходе обучения учащиеся проводят исследования, изучают особенности и закономерности в рамках выбранной профессии, науки. Обучение длится 2-4 года.

В России же аналогом Ph.D является «доктор наук» – обучение в докторантуре. Аналогичная система наблюдается в Швеции и Норвегии.

В Швеции перед присвоением «доктор наук» нужно получить дополнительную степень «лицензиат». Для этого аспиранту необходимо написать дополнительное эссе или сдать дополнительный экзамен по профилю.

Следует отметить, что Ph.D в иностранных государствах присуждается только по мере освоения всех предыдущих этапов образования: бакалавриат, магистратура.

Важно, чтобы соискатели Ph.D имели за спиной ученые степени «бакалавр» и «магистр ». Подобная тенденция отмечается и в России.

Таким образом, действующая система образования в России имеет как особенности, так и сходства с ведущими ВУЗами стран Европы.

В Европе выделяют ученые степени «бакалавр» и «магистр» по специализации (права, медицины, философии и пр.), в России же это лишь ступень образования, необходимая для получения двух ученых степеней «кандидат» или «доктор наук».

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник: http://disshelp.ru/blog/sravnenie-uchenyh-stepenej-urovnej-b-s-m-s-ph-d-prisuzhdaemyh-v-razlichnyh-stranah-mira/

Ученые степени в порядке возрастания

Ученая степень в России – это официальное подтверждение теоретической глубины знаний специалиста, работающего в сфере науки и образования. Ее могут получить также люди, занимающиеся практической деятельностью в любой отрасли народного хозяйства, в армии, сфере управления, медицины, имеющие опубликованные работы, которые раскрывают научную проблему. Она присваивается, если соискатель предоставляет коллегам свою письменную работу, удостоверяющую достаточный уровень его научно-исследовательской квалификации.

Читайте так же:  Как начисляются алименты в казахстане

Иерархия ученых степеней

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) рассматривает диссертации, защищенные в вузах и НИИ, и утверждает решение диссертационных советов. Стаж трудовой деятельности, должность и то, где именно работает человек, не имеют в данном случае никакого значения. Рассматриваются только его теоретические достижения и качество представленной работы.

В Российской Федерации существует двухступенчатая система, заимствованная в XIX веке в Германии: а) кандидат и б) доктор наук. Быть доктором престижнее, это более высокая ступень квалификационной структуры. Чтобы стать им, необходимо наличие ученой степени кандидата, полученной ранее.

Такая градация сохранялась в советский период и дошла до нашего времени. Сейчас в мире подобную систему практикуют некоторые страны, но в большинстве принята одноступенчатая структура.

Российская система высшего образования предполагает также наличие двух званий для преподавателей вузов – доцент и профессор. Чтобы получить их, надо иметь определенный стаж преподавательской и исследовательской работы, опубликованные труды по своей специальности, включая монографии. Доцент по своему статусу располагается ниже профессора, это сказывается как на престиже, так и на размерах оплаты. Достижение кандидатского уровня не делает преподавателя вуза автоматически доцентом, а получение докторского – профессором.

Чтобы получить степень, надо иметь опубликованные работы и защитить в диссертационном совете университета или научно-исследовательского института соответствующий труд. После успешной защиты документы направляются в ВАК, который принимает окончательное решение. Для допуска к кандидатской защите необходимо заранее сдать еще экзамены кандидатского минимума: по специальности, истории и философии науки, иностранному языку. Для этого необходимо поступить в аспирантуру или оформиться в качестве соискателя.

Ученые степени в порядке возрастания в медицине

Не только медики-преподаватели вузов и сотрудники медицинских исследовательских центров, но и практикующие врачи ведут исследовательскую деятельность по своей специализации. Иерархия научных рангов в медицине такая же, как в других сферах теоретической деятельности. Выделяются две ступени: кандидат и доктор медицинских наук.

Взаимное признание ученых степеней

Все более активизирующаяся академическая мобильность и развитие связей между университетами и исследовательскими центрами разных стран ясно дают понять, что соглашение о взаимном признании ученых степеней – необходимая процедура, облегчающая сотрудничество между университетами и институтами. Российское правительство регулярно обновляет перечень иностранных образовательных и научных учреждений, чьи классификации признаются в РФ без проведения предварительной экспертизы. Аналогично в этих зарубежных университетах признаются российские варианты рангов.

Иностранные ученые степени в большинстве случаев не совпадают с принятыми в РФ, что вызывает затруднение при их идентификации и обозначении. Европейские университеты, например, присуждают категорию доктора философии (Ph.D.) людям, защитившим диссертацию в любой изыскательской области. Географ, филолог, математик и т. д. имеют одинаковую категорию – Ph.D. В России эти люди могут называться доктором географических или кандидатом филологических наук.

В любом случае наличие соответствующего обозначения говорит об определенном уровне компетентности и глубине знаний теоретика в той или иной области его деятельности.

Источник: http://sibac.info/blog/uchenye-stepeni-v-poryadke-vozrastaniya

Система ученых степеней

В России учёные звания в настоящее время разделяются на звания доцента (или профессора) по специальности и по кафедре. С 2011 г. учёные звания как по кафедре, так и по специальности присваиваются приказами министра образования и науки по представлению Высшей аттестационной комиссии [5] . Квалификационные требования к соискателям учёных званий по кафедре и по специальности несколько отличаются, например, для представления к учёному званию профессора по кафедре необходимо быть автором (соавтором) учебников или учебных пособий, чего для звания профессора по специальности не требуется. Но профессору по специальности необходимо большее число лиц, защитивших под его руководством кандидатские диссертации: для профессора по кафедре — как правило, не менее двух, для профессора по специальности — как правило, не менее пяти.

Кроме того, требования различаются и в пределах каждой категории (профессора по кафедре, доцента по кафедре, профессора по специальности, доцента по специальности). Так, допускается присвоение учёного звания профессора по кафедре лицам, имеющим учёную степень кандидата наук, а доцента — лицам, не имеющим учёной степени, но требования к ним намного жестче, чем к соискателям, имеющим учёную степень доктора и кандидата наук соответственно. Особые требования предъявляются к соискателям учёного звания, являющимся работниками культуры и искусства и имеющим соответствующие почётные звания (народный артист, заслуженный артист и т. д.), а также работниками физической культуры и спорта, имеющим звание заслуженного тренера. Кроме этого, допускается присвоение учёного звания профессора по кафедре крупным специалистам, получившим международное или российское признание в соответствующей отрасли знаний [6] .

По действующей в России и Белоруссии системе, для получения учёного звания профессора не обязательно иметь учёное звание доцента.

Учёные степени и звания, существовавшие ранее

Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. Ранее (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

С 1934 по 1989 год в СССР присваивались учёные звания младшего научного сотрудника (для сотрудников НИИ и вузов) и ассистента (в вузах, для научно-педагогических работников). Они были близки по квалификационным требованиям и, в отличие от более старших учёных званий, не предполагали обязательного наличия учёной степени. Звание ассистента соответствовало существовавшему в России до революции званию приват-доцента.

До 1950-х гг. в СССР существовало учёное звание «старший лаборант» [источник не указан 883 дня] .

До революции в научно-образовательной системе России существовали учёные степени действительного студента, кандидата (точнее, кандидата университета), магистра и доктора, учёные звания адъюнкта, приват-доцента, доцента, адъюнкт-профессора, экстраординарного профессора, ординарного профессора, заслуженного профессора [7] . Вся эта иерархия целиком была отменена в 1918 году (хотя некоторые из перечисленных степеней и званий были отменены ещё в XIX веке). Учёные степени в Российской империи давали право на получение чинов определённого класса (см. Табель о рангах).

Положение степеней бакалавра и магистра в России

До выполнения Болонских рекомендаций степени бакалавр и магистр в России относятся не к учёным степеням, а к квалификациям (степеням) выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура [8] .

Читайте так же:  Что положено работающему пенсионеру при увольнении

Номенклатура учёных степеней

В зависимости от специальности, по которой происходит защита диссертации, соискателю присуждается одна из учёных степеней [9] .

Почётная степень

Почётная степень доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa) выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине.

Почётная степень может присуждаться [10] и сниматься [11] .

Негосударственные организации

Религиозные организации могут присуждать степени кандидата (доктора) богословских наук (или теологии), присваивать звания профессора и доцента и т. д. Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика (см. Негосударственные академии). Однако все эти степени и звания юридически не являются таковыми в России и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации. [12]

Современные дискуссии

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах. Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров.

Примечания

  1. 12 Следует отметить терминологический нюанс: учёные степени присуждают, а учёные звания присваивают.
  2. 12Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 475)
  3. «Положение о порядке присуждения учёных степеней»
  4. CF Hawkins, «Write the MD Thesis» in «How To Do It» London: British Medical Association 2nd ed. 1985 ISBN 0-7279-0186-9
  5. «Положение о порядке присвоения учёных званий»
  6. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г.№ 194 об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий
  7. Козлова Л. А.«Без защиты диссертации…»: статусная организация общественных наук в СССР, 1933—1935 годы
  8. Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  9. Номенклатура специальностей научных работников. Перечень отраслей науки
  10. Йельский университет присвоил почётную степень доктора музыки Полу Маккартни
  11. Массачусетский университет снял почётную степень доктора наук с президента Зимбабве Роберта Мугабе
  12. Гордеева Н. А., Филь М. М.О правовом положении общественных академий наук//Вестник Российской академии наук, том 70, № 4, с. 295—298 (2000)

Ссылки по теме

  • Сайт Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации
  • Ресурс, посвященный ученым степеням и ученым званиям
  • Разделы перечня научных специальностей
  • Аббревиатуры учёных степеней и званий
  • Балеевских Л.С., Муранов А.И.Отечественная история нормативной регламентации номенклатур специальностей научных работников применительно к юриспруденции // Правоведение. — 2008. — № 5. — С. 243-259.
Квалификации, степени и звания в науке и образовании
Выпускники вузов

Доцент • Профессор • СССР: научный сотрудник (младший • старший) • ассистент • Российская империя: адъюнкт • приват-доцент • адъюнкт-профессор • экстраординарный профессор • ординарный профессор • заслуженный профессор

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Учёные степени и звания» в других словарях:

УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ — офиц. подтверждение науч. квалификации специалиста и его роли в уч. воспитат. процессе в высш. уч. заведении; присуждение степеней и присвоение званий форма аттестации науч. кадров. Практика присуждения учёных степеней ведёт историю со времён… … Российская педагогическая энциклопедия

Учёные степени и звания — официальное подтверждение научной квалификации специалиста и его роли в учебно воспитательном процессе в высшем учебном заведении; присуждение степеней и присвоение званий форма аттестации научных кадров. Практика присуждения учёных степеней… … Педагогический терминологический словарь

Ученые степени и звания — Учёные степени и звания квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры. В настоящее время в Российской Федерации присуждают[1]… … Википедия

Учёные степени — и звания квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры. В настоящее время в Российской Федерации присуждают[1] учёные степени… … Википедия

Ученые звания и степени — Учёные степени и звания квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры. В настоящее время в Российской Федерации присуждают[1]… … Википедия

Ученые Степени — Учёные степени и звания квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры. В настоящее время в Российской Федерации присуждают[1]… … Википедия

Учёные звания — Учёные степени и звания квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры. В настоящее время в Российской Федерации присуждают[1]… … Википедия

Учёные звания и степени — Учёные степени и звания квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры. В настоящее время в Российской Федерации присуждают[1]… … Википедия

Лишение звания, чина, ранга, класса или награды — Лишение звания, чина, ранга, класса или награды вид уголовного наказания, заключающийся в лишении лица присвоенных ему государством званий, чинов, наград и знаков отличия. Суть его заключается в негативной моральной характеристике лица со… … Википедия

Лишение звания — Лишение звания, чина, ранга, класса или награды Лишение звания, чина, ранга, класса или награды вид уголовного наказания, заключающийся в лишении лица присвоенных ему государством званий, чинов, наград и знаков отличия. Суть его заключается … Википедия

Источник: http://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/46432

Система ученых степеней
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here