Режим служебной и коммерческой тайны

Все самое важное на тему: "Режим служебной и коммерческой тайны" с объективным подходом к проблематике. Актуальность информации на 2021 год можно уточнить у дежурного консультанта. Так же он ответит на другие сопутствующие вопросы.

Правовой режим служебной тайны. Правовой режим коммерческой тайны

Правовой режим коммерческой тайны.

Правовой режим государственной тайны

Правовой режим тайны по Российскому законодательству

1. Правовой режим государственной тайны.

Правовое регулирование государственной тайны в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1, Законом РФ «О безопасности».

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации.

Государственную тайну составляют:

сведения в военной области (о проведении военных операций, стратегическому развертыванию ВС РФ, научно-исследовательских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, о разработке ядерных боеприпасов, дислокации, наименованиях, организационной структуре войск);

сведения в области экономики (планы подготовки к возможным вооруженным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности государства, о силах и средствах гражданской обороны, об объемах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о запасах платины, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов);

сведения в области внешней политики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести урон безопасности РФ, о финансовой политики в отношении иностранных государств);

сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму (о силах, средствах, источниках, планах и результатах такой деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, о системе президентской, правительственной, шифрованной связи, о защите Государственной границы).

Отнесение сведений к государственной тайне и засекречивание этих сведений осуществляется на основе принципов:

2) обоснованности (на основе оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан);

3) своевременности отнесения сведений к государственной тайне (установление ограничений на распространение этих сведений с момента их получения или заблаговременно).

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:

— о чрезвычайных происшествиях, катастрофах;

— о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства,

— о состоянии преступности;

— о привилегиях, компенсациях, социальных гарантиях,

— о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах;

— о фактах нарушения прав и свобод граждан;

— о состоянии здоровья высших должностных лиц;

— о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения таких сведений. При засекречивании сведений им устанавливается три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей таких сведений:

Основанием для рассекречивания сведений являются: взятие РФ на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну; и изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита таких сведений является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Система защиты государственной тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятия, проводимые в этих целях.

К органам защиты государственной тайны относят:

— межведомственную комиссию по защите государственной тайны (коллегиальный орган, координирующий работу всех остальных органов)

— федеральную службу безопасности

— федеральную службу внешней разведки

— органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск предусматривает, что лицо:

— приняло на себя обязательства перед государством о нераспространении сведений;

— согласилось на частичные, временные ограничения в правах (права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре; права на распространение сведений и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий);

— письменно согласилось на проведение в отношении него проверочных мероприятий (их объем зависит от степени секретности сведений, к которым оно допускается);

— ознакомлено с законодательством об ответственности за нарушение правил;

— в отношении него определены виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий (для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений; преимущественное право оставления на работе штатных мероприятиях).

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным. Наличие у лица допуска к сведениям более высокой степени секретности является основаниям для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным,

— признание его рецидивистом,

— нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости,

Читайте так же:  Неуплата алиментов статья административного кодекса

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну,

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие страны,

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ,

— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск лица к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа власти, предприятия, организации в случаях:

1) расторжения трудового договора в связи с проведением организационных или штатных мероприятий;

2) однократного нарушения им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

3) возникновения обстоятельств, предусмотренных законом (признание недееспособным, судимость и т.п.).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

| следующая лекция ==>
Дисциплинарный проступок | Правовой режим коммерческой тайны

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 729 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/3_42833_pravovoy-rezhim-sluzhebnoy-tayni.html

7. Правовой режим информации в предпринимательской деятельности. Понятие служебной и коммерческой тайны. Конфиденциальная информация.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. 2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). 3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. 4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Понятие служебной тайны и её защита

В соответствии со ст. 139 ГК РФ «тайна» есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, «тайной» считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае «тайна» есть нечто непознанное. Но такая («абсолютная») тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая («относительная») тайна имеет своего владельца — для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию «служебная тайна». Проще говоря, служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны.[1] Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство.[2] Тут существует несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения устанавливает Конституция (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет.

Неопределённость понятия неизбежно порождает многообразие его толкования. Так, комментируя ст.139 ГК РФ, Л.А. Трахтенгерц[3] критически относится к распространению признаков коммерческой тайны на служебную, справедливо считая их разноплановыми понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и её обладатель принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу её ценности, сколько в силу служебной обязанности.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ[4]имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ — отказ гражданину предоставить информацию – охраняет положения ст.24 Конституции РФ – право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Читайте так же:  Рассрочка таможенных платежей

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП[5] РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации[6], функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности[7], которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

Источник: http://studfile.net/preview/4514097/page:12/

Режим коммерческой тайны 1465 ГК РФ

Основным критерием информации, относящейся к секретам производства, является её коммерческая ценность. Если имеющиеся сведения могут нанести организационный ущерб, лишить компанию конкурентных преимуществ, а также привести к другим негативным последствиям, такие важные информационные материалы засекречиваются.

К производственным секретам относятся любые данные промышленного, технического, коммерческого характера, а также организационные материалы и другие данные (ст. 1465 ГК РФ). Коммерческая значимость секрета производства определяется его неизвестностью для третьих лиц. Обладатель секрета производства (ноу-хау) должен исключить свободный доступ к таким материалам и ввести по отношению к ним режим коммерческой тайны.

Особенности коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны обеспечивает её обладателю организацию конфиденциальности, дающую возможность увеличить прибыль, получить иные доходы и предотвратить неоправданные потери.

Основные критерии коммерческой тайны:

  • полезность и ценные свойства информационных материалов
  • закрытость (ограниченный доступ)
  • установление специального режима охраны информации

Организация защиты ценных сведений от публичной огласки в соответствии с Законом о коммерческой тайне возлагается на правообладателя. Важнейшими сведениями, не подлежащими разглашению, являются базы данных о клиентах и партнерах компании, данные о планово-финансовой деятельности, объемах реализации, алгоритмы, формулы и рецептуры процессов, охранные коды и другое.

Охрана и защита конфиденциальности информации обеспечивается установлением в компании режима коммерческой тайны.

Меры по установлению режима коммерческой тайны

Этап 1. Составление реестра сведений, относящихся к коммерческой тайне.

В перечне перечислятся все информационные сведения, которые обладатель считает наиболее ценными для компании, и в отношении которых необходим порядок конфиденциальности. Исключения составляют сведения, которые не подлежат засекречиванию: сведения о предпринимателе, вносимые в госреестры, данные о загрязнениях окружающей среды, о противопожарной ситуации, нарушениях законодательства и другое (ст.5 Закона о коммерческой тайне).

Составленный перечень в дальнейшем необходим для ознакомления работниками, допущенными к секретным материалам. Факт ознакомления должен подтверждаться росписью работников.

Этап 2.Разработка порядка обращения с секретными сведениями.

Устанавливаются порядок обращения с материалами, имеющими статус коммерческой тайны, а также методы контроля за его соблюдением. Для этого составляются и утверждаются локальные документы, включающие положение о коммерческой тайне, инструкционные материалы по работе с секретными сведениями, порядок ведения делопроизводства по таким документам

Этап 3. Составление списка должностей работников, которым предоставляется доступ к конфиденциальной информации.

Список должностей работников, которым разрешен доступ к секретным сведениям, должен быть составлен таким образом, чтобы можно было четко определить, какие именно сведения разрешены и доступны работнику конкретной должности. Обязательным условием является ведение учета по такому перечню.

Формирование списка должно проводиться с учетом следующих положений – у руководителя компании должен быть допуск к любым сведениям о деятельности организации, у руководителей подразделений – допуск в пределах работы такого подразделения, у специалистов допуски ограничиваются объемом необходимой для работы информации. Технические работники должны иметь минимальный доступ к секретным сведениям.

Этап 4. Внесение правил по режиму коммерческой тайны в инструкции по должностям.

По закону работа сотрудника с секретными материалами допускается только с его согласия или в соответствии с его трудовыми обязанностями (ч.2 ст. 11 Закона № 98-ФЗ). В первом случае работником должно быть подписано согласие на работу с конфиденциальными материалами, иначе работник может не выполнять режим неразглашения таких сведений.

Более надежной защитой коммерческой тайны является внесение обязанностей по соблюдению режима секретности в должностные инструкции работников, имеющих допуски по определенным категориям сведений. Ознакомление и дальнейшее выполнение работником обязанностей по инструкции означает его согласие на неразглашение информации, классифицированной как коммерческая тайна. Регулирование по вопросам конфиденциальности может выполняться на основании разделов в трудовых договорах.

Этап 5. Присвоение документации грифа «Коммерческая тайна».

На всю документацию, подлежащую режиму конфиденциальности, наносится гриф «Коммерческая тайна». Обязательным условием является указание правообладателя – полного наименования организации и сведений о её местонахождении (ч. 4 ст. 6 Закона № 98-ФЗ). Документы на бумажных носителях маркируются при печатании или с помощью специальных штампов. Материалы в электронном виде могут быть помечены посредством колонтитулов или при передаче иметь отметки на сопровождающих документах.

Читайте так же:  Сколько удерживают алиментов на троих детей
Видео (кликните для воспроизведения).

Отсутствие грифа «Коммерческая тайна» на документации не позволяет привлечь к ответственности сотрудников, разглашающих секретную информацию.

Этап 6. Оформление документов, регламентирующих взаимоотношения с работниками по режиму коммерческой тайны.

Охрана конфиденциальности и сохранения коммерческой тайны возможна только при правильном документальном оформлении взаимоотношений с работниками.

Основными документами, с которыми должен ознакомиться под роспись работник, являются:

  • обязательства о неразглашении информации, относящейся к коммерческой тайне
  • локальные нормативные акты, связанные с режимом коммерческой тайны, в том числе реестр документов, составляющих коммерческую тайну

Этап 7. Ведение делопроизводства с секретной документацией.

Контроль за предоставляемыми секретными материалами должен осуществляться по всем правилам делопроизводства. Оптимальным вариантом является ведение журнала по учету выдаваемой документации, предоставления сотрудникам доступа к электронным ресурсам. Учетные записи подтверждаются росписью выдавшего и получившего документ.

Этап 8. Использование технических возможностей для сохранения конфиденциальности информации.

Обязательным условием соблюдения режима коммерческой тайны является достаточность и надежность материальных средств и технических возможностей по охране документации и пресечения доступа к таким материалам.

Охрана документов может обеспечиваться:

  • использованием сейфов, специально оборудованных комнат, шкафов и т.д.
  • передачей ключей только работникам, имеющим допуск к секретной информации
  • защитой доступа к электронным базам путем кодирования, шифрования сведений, установка паролей доступа и т.д.

После выполнения всех этапов по документальному оформлению режима коммерческой тайны в организации издается приказ об установлении такого режима с указанием даты его установления.

Правовая защита установленного на законных основаниях режима коммерческой тайны позволяет привлечь к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности лиц, разгласивших секретную информацию, а также взыскать причиненный материальный ущерб.

По правилам и грамотно проведенная установка режима коммерческой тайны позволит защитить секреты производства от конкурентов и нечестных работников.

Источник: http://zashitoved.ru/blog/rezhim-kommercheskoj-tajny-1465-gk-rf/

Каков срок охраны коммерческой и служебной тайны?

Срок охраны коммерческой и служебной тайны — важный временной параметр, ограничивающий преждевременное разглашение конфиденциальных сведений. Кем, когда и как он устанавливается — узнайте из нашего материала.

Срок действия режима конфиденциальности информации: термины и определения

Под сроком охраны информации понимается временной период, в течение которого в отношении информации ее обладателем (или законным пользователем) проводится комплекс специальных мероприятий по защите от несанкционированного разглашения или утечки.

Спецмероприятия носят название режима сохранения информации (коммерческая тайна, служебная тайна, государственная тайна, профессиональная тайна), а понятие «обладатель информации» означает лицо:

  • самостоятельно создавшее информацию;
  • либо получившее право ею распоряжаться (ограничивать к ней доступ или разрешать).

Право распоряжаться информацией лицо может получить на основании:

  • закона (например, законы о гостайне, о коммерческой тайне и др.); или
  • договора.

Вышеуказанные термины и определения могут уточняться и (или) иметь специфическое толкование в зависимости от того, к какому виду информации они относятся. К примеру, в законе «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ термин «обладатель информации» расшифровывается как лицо:

  • владеющее коммерческой информацией на законном основании;
  • ограничившее к ней доступ;
  • установившее в отношении этой информации режим коммерческой тайны.

С особенностями расшифровки терминов «коммерческая информация» и «служебные сведения», а также иными сопутствующими определениями вас познакомит следующий раздел.

Знакомство с разнообразной терминологией вам обеспечат размещенные на нашем сайте материалы:

Что относится к коммерческой и служебной тайне?

В соответствии с пунктами 3–5 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, считается сведениями конфиденциального характера (СКХ).

Термин «конфиденциальность информации» расшифрован в п. 7 ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать ее третьим лицам без согласия обладателя.

Определение конфиденциальной коммерческой информации приведено в п. 2 ст. 3 закона № 98-ФЗ. Это сведения:

  • любого характера (организационные, технические, экономические и т. п.);
  • о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
  • о способах осуществления интеллектуальной деятельности.

Все указанные группы сведений будут относиться к секретной коммерческой информации, если:

  • они имеют коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам;
  • они не могут находиться в свободном доступе в силу закона;
  • в отношении такой информации обладатель ввел режим коммерческой тайны.

Поскольку посвященного служебной тайне закона в настоящее время нет, для расшифровки понятия «служебная тайна» воспользуемся терминологией других нормативных актов. К примеру, в соответствии с формулировкой п. 3 вышеуказанного Перечня (утв. указом № 188) под служебной тайной понимаются служебные сведения:

  • доступ к которым ограничен органами госвласти;
  • ограничение доступа производится на основании ГК РФ и федеральных законов.

Таким образом, в разряд конфиденциальных сведений, доступ к которым защищается в силу требований закона, может попасть информация и коммерческого, и служебного характера.

Для чего нужно охранять конфиденциальные сведения?

Охрана относящейся к разряду служебной или коммерческой конфиденциальной информации необходима для защиты ее от:

  • несанкционированного доступа, утечки, утери, кражи;
  • порчи;
  • разглашения.

При этом цель охраны информации имеет специфический оттенок для каждой группы рассматриваемых видов СКХ:

Вид режима конфиденциальности

Цель защиты информации

Режим коммерческой тайны

  • сохранение положения предприятия на рынке товаров (работ, услуг);
  • увеличение доходов;
  • избежание неоправданных расходов;
  • получение иной коммерческой выгоды

Режим служебной тайны

  • обеспечение нормального функционирования госорганов (защита информации позволяет избежать негативных последствий при реализации госорганом законных полномочий);
  • соблюдение прав лиц, в отношении которых должностными лицами госорганов в силу исполнения должностных обязанностей получена секретная информация
Читайте так же:  Что является разглашением коммерческой тайны

С видами наказаний за разглашение СКХ вас познакомят материалы:

Нормативные требования к срокам засекречивания конфиденциальных сведений

Среди нормативных актов РФ, регулирующих порядок защиты СКХ, сведения о сроках охраны информации содержит только закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. В ст. 13 указанного нормативного документа обозначено следующее:

  • предельный срок охраны сведений, составляющих гостайну (срок засекречивания сведений), не должен превышать 30 лет;
  • продление срока возможно в исключительных случаях по заключению межведомственной комиссии по защите гостайны;
  • периодичность пересмотра перечня сведений, относимых к гостайне, — не реже чем через каждые 5 лет.

О сроках действия режима коммерческой тайны в действующей редакции закона № 98-ФЗ упоминание отсутствует. В предыдущей редакции этому вопросу была посвящена ст. 8 «Срок действия режима коммерческой тайны», в которой было установлено, что срок применения указанного режима определяется временем действия условий, необходимых и достаточных для признания соответствующих сведений коммерческой тайной.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении нормативного регулирования вопроса о сроке действия режима служебной тайны — действующие редакции нормативных актов РФ, помещенных в открытом доступе, этот вопрос не рассматривают.

О временном периоде действия данного режима в п. 2 ст. 9 проекта № 124871-4 федерального закона «О служебной тайне» сказано следующее:

1. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет (если иной срок не установлен федеральным законом).

2. Вышеуказанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа с ограниченным доступом.

3. При установлении режима служебной тайны в отношении сведений, полученных в связи с исполнением должностными лицами своих обязанностей от иных лиц, срок охраны такой информации определяется, как:

  • установленный должностным лицом срок охраны конфиденциальной информации (в отсутствии мотивированного ходатайства о продлении срока лица, предоставившего информацию);
  • предельный срок, определенный предоставившим информацию лицом.

О каких сроках полезно знать налогоплательщику — см. материалы:

Каким документом может устанавливаться срок охраны секретной информации?

При отсутствии в федеральном законодательстве указаний на сроки охраны сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну, временные рамки охранных режимов могут устанавливаться внутренними локальными актами предприятий и организаций (в приказах, инструкциях, положениях).

Кроме вопросов длительности охранных мероприятий в отношении СКХ, такие внутрифирменные локальные акты могут содержать и иные важные аспекты:

  • обязанности сотрудников, работающих с СКХ;
  • порядок подготовки документов и работы с ними (определение степени конфиденциальности, проставление и снятие на носителях информации спецотметок и др.);
  • требования к распечатыванию и размножению СКХ;
  • схемы проверки соблюдения режима охраны информации и т. п.

Как может выглядеть внутрифирменный локальный акт — узнайте из материалов:

С какой даты отсчитывается срок охраны сведений ограниченного доступа?

Формально дата отсчета срока охраны СКХ совпадает с моментом проставления на носителе с такими сведениями специального знака (грифа «Коммерческая тайна», «Служебная тайна», «Для служебного пользования» и т. п.). Однако законным проставление этого знака может быть только в том случае, если администрацией предприятия будут выполнены меры по установлению охранного режима.

Минимально необходимые мероприятия для установления в компании режима коммерческой тайны перечислены в п. 1 ст. 10 закона № 98. Они включают:

  • определение списка секретной коммерческой информации;
  • ограничение доступа к ней (разработка порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением);
  • регулирование отношений по использованию конфиденциальной коммерческой информации;
  • нанесение на материальные носители секретных сведений спецзнака.

В отношении конфиденциальной служебной информации необходимые минимальные меры охранного характера перечислены в постановлении Правительства РФ о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения от 03.11.1994 № 1233 (п. 1.5):

  • определены категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к сведениям ограниченного доступа;
  • установлены алгоритмы передачи такой служебной информации другим органам и организациям;
  • разработан порядок снятия с носителей информации пометки «Для служебного пользования»;
  • организована защита служебной информации ограниченного распространения.

Если информация, ранее не попадавшая в разряд сведений ограниченного доступа, была включена в соответствующий перечень СКХ, начальная дата охранных мероприятий совпадает с датой приказа (или иного локального акта), на основании которого в действующий перечень были внесены корректировки.

Где проставляется отметка о начале и окончании режима конфиденциальности?

Фиксация дат начала и окончания охранного режима для СКХ может осуществляться разными способами:

  • в отдельном приказе или специальном регистре;
  • в качестве отдельных реквизитов проставляемого на носителях такой информации спецзнака (элементы грифа «Коммерческая тайна», «Для служебного пользования» и др.);
  • в качестве внесения специальных отметок в колонтитулы электронного документа;
  • иными способами.

О каких датах необходимо знать налогоплательщику — см. в материалах:

Отдельные нюансы установления и прекращения срока защиты конфиденциальных сведений

Разнообразие информации, относимой в разряд СКХ, а также разные подходы к обеспечению конфиденциальности в части нормативных требований могут послужить причиной ошибок в установлении срока охраны СКХ.

Рассмотрим особенности установления и прекращения сроков охраны такой конфиденциальной информации, как ноу-хау.

Ноу-хау (секрет производства) — это массив информации:

  • содержащий алгоритмы, формулы, схемы, необходимые для успешной организации производства (или иного дела);
  • охраняемый режимом коммерческой тайны;
  • способный стать предметом купли-продажи или использоваться для конкурентного преимущества над другими хозяйствующими субъектами.

В разряд ноу-хау могут попасть не ставшие всеобщим достоянием изобретения, оригинальные технологии, знания, имеющие практическую направленность результаты творческой деятельности и т. д.

В соответствии со ст. 1466 ГК РФ обладатель секрета производства владеет исключительным правом на него и может им распоряжаться. При этом:

  • исключительное право на ноу-хау возникает в момент создания информации, составляющей ноу-хау;
  • официального признания его охраноспособности (выдачи охранного документа и иных формальностей) и проведения госэкспертизы не требуется.

То есть начало отсчета срока охраны сведений, составляющих секрет производства, начинается непосредственно в момент его создания.

Читайте так же:  Военный билет военнослужащего

Кроме того, необходимо учесть положения следующих статей ГК РФ:

  1. 1230, содержащей указание на период действия исключительного права (оно действует в течение определенного срока, т. е. не бессрочно).
  2. 1467, определяющей, что исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих их содержание. С момента утраты такой конфиденциальности исключительное право на ноу-хау прекращается у всех правообладателей.

Таким образом, как только информация, составляющая ноу-хау, становится общеизвестной (в результате утечки, кражи или иных способов утраты информации), срок охраны такого вида коммерческой информации прекращается автоматически вне зависимости от желания правообладателя и ранее установленных им охранных сроков для такого вида информации.

Если разглашена информация из документа под грифом «Для служебного пользования» или такой документ утрачен, необходимо оформить акт, на основании которого производятся соответствующие отметки в учетных формах (п. 2.10 постановления Правительства РФ № 188).

Итоги

Охрана конфиденциальных сведений производится исходя из сроков, установленных во внутрифирменных локальных актах.

В отдельных случаях охранные сроки могут корректироваться (при пересмотре перечня секретных сведений, при несанкционированном разглашении информации и т. д.).

Для правильного определения сроков охраны информации следует ее обоснованно классифицировать и учитывать отдельные требования ГК РФ (и иных нормативных актов) по вопросу особенностей охраны подобного рода сведений.

Источник: http://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kakov_srok_ohrany_kommercheskoj_i_sluzhebnoj_tajny/

10. Коммерческая и служебная тайна.

Служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограниченорганамигосударственнойвласти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

(ГК РФ)Ст. 139.Служебная и коммерческая тайна

1.Информация составляет служебную или коммерческуютайну в случае, когда информацияимеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимаетмерыкохране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2.Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязанывозместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско — правовому договору.

ФЗ РФ№ 98 «О коммерческой тайне»

Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ:

коммерческая тайна (КТ)– конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличитьдоходы, избежать неоправданных расходов, сохранитьположение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая КТ,научно-техническая, технолог-я, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Режим КТ– правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности;

Обладатель информации, составляющей КТ, — лицо, которое владеет информацией, составляющей КТ, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режимКТ.

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовнуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей КТ, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несетдисциплинарнуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей КТ, несут перед обладателем информации, составляющей КТ, гражданскоправовуюответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую КТ, и не имело достаточных основанийсчитатьиспользование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По требованию обладателя информации, составляющей КТ, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязанопринятьмерыпоохранеконфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Следующие ФЗ РФ также содержат статьи о коммерческой и служебной тайне: ФЗ РФ «Об ипотечных ценных бумагах», ФЗ РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле».

«Уголовный кодекс Российской Федерации»

Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Уголовную ответственность влекут:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/4349833/page:6/

Режим служебной и коммерческой тайны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here