Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда

Все самое важное на тему: "Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда" с объективным подходом к проблематике. Актуальность информации на 2021 год можно уточнить у дежурного консультанта. Так же он ответит на другие сопутствующие вопросы.

Приложение N 20. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Приложение N 20
(справочное)

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда

1. Модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования.

2. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами, применение промышленных роботов в опасных и вредных производствах с целью обеспечения безопасности.

3. Совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов.

4. Внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

5. Внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

6. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и сооружений.

7. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

8. Снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах.

9. Устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

10. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

11. Приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в цехах, бытовых помещениях, местах массового перехода людей, на территории к нормам.

12. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

13. Нанесение на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

14. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства.

15. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

16. Приведение зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских), сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок к нормам.

17. Расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, уборных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.).

18. Мероприятия, связанные с обеспечением работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

19. Приобретение и монтаж сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков.

20. Устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе.

21. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации (цеха), строительной площадки в целях обеспечения безопасности работников, внедрение системы мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

22. Проведение экспертизы условий труда в проектной и технологической документации при строительстве новых и реконструкции действующих организаций, зданий, сооружений, объектов производственного назначения.

23. Организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников организации.

24. Организация кабинетов, уголков, передвижных лабораторий, приобретение для них необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.п., проведение выставок по охране труда и безопасности дорожного движения.

25. Разработка, издание (размножение) инструкций по охране труда, а также приобретение других нормативных правовых актов и литературы в области охраны труда.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/381585/62ca3c9a93aac147338fa0b3dccb5683/

Приложение. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 1 марта 2012 г. N 181н

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков*(1)

С изменениями и дополнениями от:

20 февраля, 16 июня 2014 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н пункт 1 изложен в новой редакции

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 2 внесены изменения

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

Читайте так же:  Уменьшение алиментов казахстан

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке*(3) работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке*(4) обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке*(5) обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 16 июня 2014 г. N 375н приложение дополнено пунктом 32

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее — ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

Читайте так же:  Закон об индексации алиментов

*(1) Конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Информация об изменениях:

*(3) Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. N 16530).

*(4) Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. N 4209).

*(5) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).

Источник: http://base.garant.ru/70150478/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда

Тезисы
1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа
2. Как определить содержание мероприятия
3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).

Приложение 1

Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников

Наименование структурного подразделения, рабочего места

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Срок выполнения

Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия

Отметка о выполнении

Дата составления:
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

(N в реестре экспертов)

(N в реестре экспертов)

Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня. Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.

Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.

Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер. По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.

Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.

Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).

Читайте так же:  Срок выплаты алиментов на ребенка

При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.

К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.

Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.

Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.

Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.

Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.

Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).

Таблица 1

Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности

Ликвидация опасности

Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала

Замена

Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий

Технические средства контроля

Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита

Организационные мероприятия

Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)

В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.

С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019

Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

Источник: http://otpb.com.ru/news/sout-2019-perechen-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-usloviy-truda?page=1

СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда

Тезисы
1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа
2. Как определить содержание мероприятия
3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).

Приложение 1

Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников

Наименование структурного подразделения, рабочего места

Видео (кликните для воспроизведения).

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Срок выполнения

Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия

Отметка о выполнении

Дата составления:
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

(N в реестре экспертов)

(N в реестре экспертов)

Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня. Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.

Читайте так же:  Даты начала призыва в армию

Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.

Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер. По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.

Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.

Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).

При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.

К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.

Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.

Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.

Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.

Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.

Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).

Таблица 1

Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности

Ликвидация опасности

Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала

Замена

Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий

Технические средства контроля

Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита

Организационные мероприятия

Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)

В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.

С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019

Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

Источник: http://otpb.com.ru/news/sout-2019-perechen-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-usloviy-truda

ГКУСО «Георгиевский СРЦН «Аист»

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

Читайте так же:  Документальное оформление недостачи при инвентаризации

Наименование организации: Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Георгиевский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аист»

Дата составления: 27.10.2016

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Заместитель директора по АХЧ Мусихина Т.А. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Заместитель председателя комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Главный бухгалтер Лаврова О.И. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Заместитель директора по воспитательной части Дубровская Е.А. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Специалист по охране труда Ластовская Е.В. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Председатель ПК Мурзина Н.И. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Эксперт(ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

347 Краева Е.Ю. 27.10.2016

(№ в реестре экспертов) подпись Ф.И.О. (дата)

Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда.

Наименование

Количество рабочих мест и численность работников, занятых на этих рабочих местах Количество рабочих мест и численность занятых на них работников по классам (подклассам) условий труда из числа рабочих мест, указанных в графе 3 (единиц) Всего В том числе, на которых проведена специальная оценка условий труда

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Класс 4

3,1 3,2 3,3 3,4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Раб. места (ед.) 54 25 24 1 Работники, занятые на рабочих местах (чел.) 24 24 23 1 из них женщин 17 17 16 1 из них лиц в возрасте до 18 лет из них инвалидов 1 1 1

Дата составления: 27.10.2016

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Заместитель директора по АХЧ Мусихина Т.А. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Заместитель председателя комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Главный бухгалтер Лаврова О.И. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Заместитель директора по воспитательной части Дубровская Е.А. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Специалист по охране труда Ластовская Е.В. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Председатель ПК Мурзина Н.И. 16.11.2016

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Эксперт(ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

347 Краева Е.Ю. 27.10.2016

(№ в реестре экспертов) подпись Ф.И.О. (дата)

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

Наименование подразделения, рабочего места

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Срок выполнения

Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия

Отметка о выполнении

1 2 3 4 5 6 — Мероприятия не предусмотрены — — — —

Дата составления: 23.08.2017

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Заместитель директора по АХЧ Мусихина Т.А. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Заместитель председателя комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Главный бухгалтер Лаврова О.И. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Заместитель директора по воспитательной части Дубровская Е.А. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Специалист по охране труда Ластовская Е.В. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Председатель ПК Мурзина Н.И. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Эксперт(ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

347 Борисов А.И. 23.08.2017

(№ в реестре экспертов) подпись Ф.И.О. (дата)

Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда.

Наименование

Количество рабочих мест и численность работников, занятых на этих рабочих местах Количество рабочих мест и численность занятых на них работников по классам (подклассам) условий труда из числа рабочих мест, указанных в графе 3 (единиц)

всего

В том числе, на которых проведена специальная оценка условий труда

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Класс 4

3.1 3.2 3.3 3.4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Рабочие места (ед.) 31 31 31 Работники, занятые на рабочих местах 41 41 41 из них женщин 40 40 40 из них лиц в возрасте до 18 лет из них инвалидов 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 20 Помощник воспитателя 2 1 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 21 Помощник воспитателя 2 1 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 22 Помощник воспитателя 2 1 1 2 2 нет нет нет нет нет нет Отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья 23 Зав. отделением 2 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 24 Воспитатель 2 1 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 25 Медицинская сестра по массажу 2 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 26 Специалист по социальной работе 2 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 27 Специалист по социальной работе 2 1 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 28 Помощник воспитателя 2 1 1 2 2 нет нет нет нет нет нет Отделение социально – правовой помощи 29 Зав. отделением 2 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 30 Специалист по социальной работе 2 1 2 2 нет нет нет нет нет нет 31 Специалист по социальной работе 2 1 2 2 нет нет нет нет нет нет

Дата составления: 23.08.2017

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Заместитель директора по АХЧ Мусихина Т.А. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Заместитель председателя комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Главный бухгалтер Лаврова О.И. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Заместитель директора по воспитательной части Дубровская Е.А. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Специалист по охране труда Ластовская Е.В. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Председатель ПК Мурзина Н.И. 01.09.2017

(должность) подпись Ф.И.О. (дата)

Эксперт(ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

4501 Борисов А.И. 23.08.2017

(№ в реестре экспертов) подпись Ф.И.О. (дата)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn—-8sbyroffi4a.xn--p1ai/?p=4794

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here