открытое обособленное подразделение

Все самое важное на тему: "открытое обособленное подразделение" с объективным подходом к проблематике. Актуальность информации на 2021 год можно уточнить у дежурного консультанта. Так же он ответит на другие сопутствующие вопросы.

Если бизнес успешно развивается, то компании может стать «тесно» в своем регионе. Поэтому, чтобы освоить новые горизонты, организация вправе создать в других городах и районах свои отделения. Рассмотрим, как правильно провести регистрацию структурного подразделения компании.

Что такое обособленное подразделение и какими они бывают

Законодательство дает возможность компаниям открывать обособленные подразделения (ОП) как на территории своего региона, так и за его пределами.

Статья 55 ГК РФ выделяет среди ОП филиалы и представительства. Отличие в том, что филиал дублирует функции основного юридического лица (полностью или частично), а представительство — обеспечивает защиту интересов компании в данном регионе и ведет рекламную деятельность.

НК РФ (п. 2 ст. 11) определяет ОП шире. Оно должно отвечать следующим критериям:

  • расположение за пределами территории, где находится основная компания;
  • наличие минимум одного стационарного рабочего места (т. е. созданного на срок, превышающий один месяц).

Важно!

ОП любого вида — это не самостоятельное юридическое лицо, сколь бы крупным оно ни было.

Когда нужно регистрировать обособленное подразделение?

ОП подлежит регистрации:

  1. В любом случае, если это филиал или представительство (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
  2. Если создано на срок более месяца — для других типов ОП.

«Днем рождения» ОП бизнесмены обычно считают дату издания приказа о его создании. Но налоговики могут посчитать ОП начавшим деятельность и с другой даты, например, после перехода к организации права собственности или пользования помещением. Поэтому нужно быть внимательным при соблюдении сроков регистрации ОП, о которых будет сказано ниже.

Особенности постановки на учет обособленного подразделения

ОП в ЕГРЮЛ включать не обязательно, но о новшествах необходимо проинформировать налоговиков. Если обособка и головная организация находятся в ведении одной ИФНС, но по разным адресам, то регистрировать ОП все равно придется. Ведь в данном случае выполняется основное условие: территориальная обособленность.

Читайте так же:  ношение кастета чем грозит

Пошаговая инструкция по открытию обособленного подразделения

Эксперты 1C-WiseAdvice подготовили инструкцию, которая поможет открыть ОП легко.

Шаг 1. Принимаем решение о создании обособленного подразделения и документально его оформляем.

Важно!

Если создаем филиал/представительство, то необходимо решение учредителей, для открытия иного ОП вполне подойдет приказ руководителя компании.

Шаг 2. Разрабатываем документацию, регулирующую деятельность ОП. Назначаем руководителя нового подразделения.

Шаг 3. Решаем оргвопросы: покупаем или арендуем помещение, набираем штат, открываем банковский счет (если он нужен).

Шаг 4. Регистрируем ОП в налоговой.

Шаг 5. Регистрируем ОП в фондах (если это подразделение будет самостоятельно выплачивать зарплату).

Документы для открытия ОП

Чтобы зарегистрировать филиала или ОП, направляем в налоговую документы:

  1. Заявление о регистрации. Если новшества, касающиеся ОП, требуют корректировки устава компании, следует использовать форму Р13001.
  2. Заверенную копию квитанции (платежки) на перечисление госпошлины.
  3. Решение учредителей о создании.
  4. Учредительные документы (если это ОП включается в устав).

Обратите внимание!

Документы направляются в ИФНС по месту нахождения компании.

Если же создается ОП иного вида, достаточно сдать в ИФНС уведомление об открытии обособленного подразделения по форме С-09-3-1. Образец заполнения этого документа можно скачать здесь.

Форма содержит информацию о головной компании и открываемом подразделении: наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес.

Обратите внимание!

У ОП нет ОГРН и ИНН, так как обособленное подразделение не является юрлицом. Своим у ОП будет только код КПП.

Форма С-09-3-1 также применяется, если информация о прочем ОП изменилась, например, организация решила перевести его на другой адрес.

Если ОП любого вида будет самостоятельно перечислять зарплату своим сотрудникам, то об этом необходимо сообщить в налоговую инспекцию и в ФСС РФ.

Для информирования ИФНС существует специальная форма. Она утверждена приказом ФНС РФ от 10.01.2017 № ММВ-7-14/[email protected] А вот в пенсионный фонд ничего направлять не нужно, налоговики передадут необходимую информацию. Заявление о постановке на учет ОП в соцстрахе подается в соответствии с п. 6 приказа Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н.

Сроки открытия обособленного подразделения

Итак, о любых значимых изменениях в жизнедеятельности компании необходимо оповещать налоговиков. При открытии ОП алгоритм такой:

  • в течение тридцати дней направляем уведомление об открытии обособки в ту налоговую, в которой зарегистрирована головная компания;
  • налоговая получает уведомление и в течение пяти дней регистрирует ОП.
Читайте так же:  вызов сантехника на дом москва из жкх

Обратите внимание!

Если вы планируете через ОП выплачивать зарплату, не забудьте проинформировать об этом ФСС. На регистрацию в фонде у вас тридцать дней. Сообщить о любых изменениях в сведениях об ОП компания должна в течение трех дней.

Как оформить обособленное подразделение в другом городе?

Порядок открытия ОП в другом городе принципиально не отличается от описанного выше. Пакет документов зависит от категории ОП, но его все равно нужно подавать в налоговую инспекцию по адресу головного офиса организации. Налоговики сами передадут информацию коллегам в город, где будет работать ОП.

Если же компания решила открыть в другом регионе несколько ОП, то она может выбрать одну из инспекций, через которую будут работать все эти подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Для этого вместе со стандартным пакетом регистрационных документов нужно сдать еще соответствующее уведомление (ф. 1-6-Учет).

Можно ли избежать регистрации ОП?

Как вы уже поняли, практически любая деятельность через ОП подлежит обязательной госрегистрации. Исключением может быть только ситуация, когда ОП (не филиал и не представительство) создается на срок менее месяца.

Видео (кликните для воспроизведения).

За нарушение этого порядка придется заплатить штраф. Вопрос в его размере. Так, ст. 116 НК РФ предусматривает за деятельность без регистрации существенные санкции: 10% дохода, но не менее сорока тысяч рублей.

Один из споров по вопросу регистрации обособки, возникший между налогоплательщиком и контролерами, дошел до Верховного суда. Компания настаивала, что статью 116 НК РФ следует применять только, если на учет не поставлена организация в целом. У налоговиков же был другой взгляд на ситуацию.

Верховный Суд РФ поддержал бизнесменов (определение от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377). А налоговикам даже пришлось подготовить соответствующее письмо № СА-4-7/[email protected] и «спустить» его в нижестоящие ведомства.

Напомним, сегодня за несвоевременную регистрацию ОП бизнесмену грозит только штраф в сумме 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Но нужно иметь в виду, что налоговики на местах могут все равно пытаться применить за просрочку регистрации ОП санкции по ст. 116 НК РФ. В этом случае можно смело идти в суд, который, скорее всего, поддержит позицию налогоплательщика.

Читайте так же:  ипотека справка по форме банка

Вывод

Практически любое расширение бизнеса компании путем открытия ОП нужно регистрировать в контролирующих органах.

Перечень необходимых документов зависит от категории ОП, его местонахождения и предоставленных полномочий.

Чтобы избежать проблем с налоговиками и возможных судебных разбирательств, нужно правильно оформить все документы и сдать их в установленные сроки.

Как открыть обособленное подразделение и когда вам это нужно

Любой предприниматель рано или поздно может решить, что его бизнес созрел до открытия собственного филиала или подразделения в другом городе, например. Разбираемся, как поступить правильно с юридической точки зрения.

Компания может вести деятельность не только по месту своего нахождения, но и на территориальном удалении от него. Это вы, конечно, знаете. Но имейте ввиду, что каждый из видов обособленных подразделений имеет свой статус, функции и налоговые последствия.

С последним, кстати, напрямую столкнулась героиня вашего любимого бухгалтерского сериала на «Клерке» Берта Сергеевна — почитайте на досуге.

Что говорит закон

Прежде всего скажем, что состав терминологии гражданского и налогового права различается.

В НК есть понятие только обособленного подразделения. Оно дано в статье 11. В Гражданском кодексе нет понятия обособленного подразделения, но зато там упоминаются только филиалы и представительства, являющиеся такими подразделениями.

Обособленное подразделение из статьи 11 НК РФ считается созданным при организации новых рабочих мест на постоянной основе по адресу, отличному от места нахождения организации. А для создания филиала или представительства требуется решение общего собрания участников общества, а также осуществление регистрационных процедур.

Кстати, как сообщить об открытии ОП в налоговую? Об этом мы писали здесь.

Что такое филиал

Теперь по порядку. Филиал — это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции или их часть.

Обратите внимание на слова «вне места нахождения общества».

Что это такое? По мнению многих юристов, это не конкретный адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Москве). Исходя из этой точки зрения ООО не может открыть филиал там, где оно зарегистрировано. Например, ООО, зарегистрированное в Москве, может открыть филиал в Санкт-Петербурге, но не в столице.

Довольно часто, однако, на практике возникают исключения — когда инспекторы не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы в том же субъекте, где располагается само юридическое лицо.

Филиал не является самостоятельным юрлицом и осуществляет свою деятельность от имени создавшего его общества. Кроме того, филиалы не могут быть истцами и ответчиками в суде.

Читайте так же:  куда жаловаться на энергосбыт

То же самое и в налоговых отношениях. Филиалы не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Как мы уже сказали, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо.

Что такое представительство

Представительство — это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, так же, как и филиал.

В чем же отличие? Дело в том, что представительство осуществляет исключительно представительские функции, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Представительства и филиалы имеют много схожих признаков. По сути, все, что мы рассказали про филиалы, касается и представительств. Отличие — еще раз — в том, что представительство ограничено в своей деятельности.

Например, представительство в другом городе не может заключать сделки от имени организации. Но может провести предварительные переговоры по этим сделкам.

А просто обособленных подразделений не бывает?

Существует заблуждение, что просто обособленных подразделений не бывает. Ведь о них не написано в Гражданском кодексе. Но это не так.

Обособленным подразделением является любое территориально удаленное от местонахождения организации подразделение, в котором созданы стационарные рабочие места, независимо от того, отражено ли создание такого подразделения в учредительных документах организации или в ЕГРЮЛ, и от полномочий, которыми оно наделено.

Если в ЕГРЮЛ не отражено создание подразделения и наделение его какими-то полномочиями, значит, это просто обособленное подразделение.

Основная проблема, связанная с простыми обособленными подразделениями, — определить, являются ли они таковыми. К примеру, не всегда возможно определить, создано рабочее место или нет.

Один из самых часто встречающихся вопросов — можно ли не регистрировать подразделение, если оно на территории той же налоговой, к которой относится и головная организация.

Минфин и налоговые считают, что если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения организации, указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения.

Читайте так же:  заказное письмо без уведомления

А вот особенностей определения подразделений в зависимости от подведомственности одному или нескольким налоговым органам законодательством не предусмотрено.

Т.е. одно из условий признания обособленного подразделения таковым — территориальная обособленность.

Теперь о проблеме с рабочими местами. Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Важный момент: сама форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют значения для определения обособленного подразделения.

Даже если работник приходит на один час в день, обособку надо регистрировать. То же самое касается складов.

Допустим, организация решила арендовать помещение для хранения сырья. Этот склад расположен по адресу, отличному от адреса ее местонахождения. Фактически помещение будет закрыто, а открываться будет несколько раз в месяц только на время завоза или вывоза сырья.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постоянно находиться на складе работники не будут, но они будут приезжать туда периодически. Так вот: по мнению Минфина это является обособленным подразделением, ведь работники прибывают туда для выполнения своей работы, а значит, это приводит к созданию стационарного рабочего места.

Если вы решились на открытие своего обособленного подразделения, то предлагаем вам пройти новый курс Центра обучения «Клерка» «Обособленные подразделения: регистрация, учет, налоги». Все, что нужно знать владельцам ОП, чтобы работать без штрафов — записывайтесь прямо сейчас!

открытое обособленное подразделение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here