Контроль за состоянием охраны труда на предприятии

Все самое важное на тему: "Контроль за состоянием охраны труда на предприятии" с объективным подходом к проблематике. Актуальность информации на 2021 год можно уточнить у дежурного консультанта. Так же он ответит на другие сопутствующие вопросы.

Трехступенчатый контроль по охране труда

Контрольная система в сфере охраны труда (ОТ), включающая в себя три уровня контроля, была разработана еще в период существования СССР. Не являясь обязательной для всех предприятий, она признана эффективным инструментом ОТ. Трехступенчатый контроль на сегодняшний день используется в отдельных сферах производства, например, в строительстве (правила ОТ, утв. Приказом №336н от 1/06/15 Минсоцзащиты), в полиграфии (правила ОТ, утв. Приказом №237 от 4/12/02 МПТР). В отраслях, организациях разрабатываются контрольные мероприятия, учитывающие принцип трехступенчатости и специфику работы.

Понятие трехступенчатого контроля

Специалисты по охране труда в силу своих должностных обязанностей отвечают за ОТ в первую очередь. Однако, если производство объемно, численность персонала велика, этого может быть недостаточно для обеспечения безопасности труда. Применяется и оперативный контроль со стороны руководителей предприятия, и общественная разновидность контроля (его осуществляет профком в лице представителей). Одним из наиболее значимых частей системы управления и охраны труда (СОУТ) является трехступенчатый контроль: сплошной, постоянный контроль выполнения норм ОТ, который ведется ежедневно, еженедельно, ежемесячно руководителями всех уровней в организации:

  • 1 ступень (уровень) – контроль со стороны непосредственных руководителей работ (технологи, механики, мастера и др.) по вверенным им объектам контроля. Ежедневный.
  • 2 ступень (уровень) – контроль со стороны начальников участков, цехов, стройплощадок, и лиц, замещающих их в рамках этих подразделений. Еженедельный.
  • 3 ступень (уровень) – контроль со стороны главных специалистов и руководителей предприятия в целом на предмет соблюдения правил ОТ. Ежемесячный.

На заметку! Контроль первого уровня обычно осуществляют в начале дня или смены, при работе в условиях повышенной опасности – и в продолжение их.

Состав контрольных мероприятий

Конкретный состав мероприятий определяется спецификой вида деятельности. Рассмотрим для наглядности трехступенчатый контроль в полиграфической отрасли.

1-я. Мастер с уполномоченным по ОТ контролируют:

  • рабочие места и подходы к ним;
  • вентиляцию, освещение;
  • оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
  • сигнализацию, блокираторы, тормозные устройства;
  • электрическую безопасность;
  • наличие спецодежды, спецобуви, средств защиты у каждого работника;
  • проверяют записи в журнале техконтроля оборудования, сверяют их с действительным состоянием, делают запись о проверке и ее результатах в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • устраняют недостатки, если они обнаружены.

2-я. Начальник цеха с уполномоченным по ОТ проверяют:

  • помещение, рабочие места в нем и условия труда;
  • как устранялись недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
  • аналогично: освещенность, вентилирование помещения, оборудование, средства защиты;
  • выборочно: знания работниками нормативов и правил ОТ;
  • делают запись в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • вырабатывают пути устранения недочетов, если они выявлены.

3-я. Главный инженер и возглавляемая им комиссия по ОТ отслеживают:

  • состояние помещений и рабочих мест;
  • состояние оборудования, задействованного в производстве;
  • работу и состояние средств защиты, безопасности, в том числе и индивидуальных;
  • процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих ступенях контроля;
  • выполнение решений, приказов руководства и профсоюзного комитета по ОТ.

Итоги работы комиссии вписываются в журнал 3-ступенчатого контроля и обсуждаются на совещании ее членов. Намечаются пути повышения безопасности в сфере ОТ. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.

Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профкома, возглавляющий его комиссию по ОТ; инженер по ОТ. В комиссию включаются также представители пожарной и медицинской службы предприятия (по тексту Приказа №237).

По аналогичному принципу, с учетом вида деятельности, проводится контроль в других производственных сферах.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Контрольный журнал

Документ является одним из наиболее важных составляющих контроля ОТ по трем ступеням – в нем фиксируются результаты всех проверок и выявленные нарушения.

Он должен содержать такую информацию:

  • номер ступени;
  • число, когда проводилась проверка;
  • нарушения, недочеты;
  • ФИО ответственного за устранение;
  • меры по устранению и их сроки;
  • ФИО контролирующих устранение;
  • отметку об устранении с датой и подписью ответственного.

Источник: http://assistentus.ru/sotrudniki/trehstupenchatyj-kontrol-po-ohrane-truda/

Приложение. Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза

Приложение
к постановлению Исполкома ФНПР
от 26 сентября 2007 г. N 4-6

Методические рекомендации
по организации наблюдения* (контроля)** за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, одобренные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 6 мая 2019 г. N 14-94

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3.1 Типового положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденного постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 года N 4-3, для оказания помощи выборному профсоюзному органу, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов (далее — уполномоченные) по организации и проведению наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

При разработке Методических рекомендаций использованы принципы, заложенные в системе контроля безопасности труда «Элмери», положительно зарекомендовавшей себя на машиностроительных и других предприятиях Финляндии. Учтен также опыт ряда предприятий Республики Карелия (ОАО «Онежский тракторный завод» г. Петрозаводск, шведско-финское предприятие ООО «АЕК» г. Костомукша и др.) по внедрению системы контроля за безопасностью труда «Элмери».

На основе настоящих Методических рекомендаций общероссийские (межрегиональные) профсоюзы могут разрабатывать свои рекомендации с учетом специфики и особенностей видов экономической деятельности.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают порядок организации работы по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, а также порядок оформления и использования результатов субъективных наблюдений в организациях.

1.2. Наблюдение может являться составной частью трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочем месте.

Читайте так же:  Выплата алиментов 3 детей

1.3. Наблюдением рекомендуется охватывать основные составляющие безопасности труда: использование средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасность при работе с техникой, оборудованием и инструментами, факторы производственной среды, содержание территории, проходов и проездов, возможности для спасения и оказание первой помощи пострадавшим.

При этом объектами наблюдения должны быть: производственный (технологический, образовательный) процесс, машины и оборудование, порядок и чистота на рабочем месте, окружающая среда, эргономика, проходы и проезды, наличие средств для спасения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.

1.4. Наблюдение за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах предусматривает следующие цели:

выявление опасных факторов и рисков, нарушений требований инструкций и правил по охране труда;

доведение информации до работников о существующем риске повреждения здоровья и необходимости принятия мер по защите от вредных и (или) опасных производственных факторов;

снижение количества производственных рисков, способствующих возникновению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

формирование предложений в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в структурном подразделении, организации.

1.5. Оценка уровня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте в процессе наблюдения осуществляется уполномоченным субъективно (по мнению наблюдателя).

1.6. Уполномоченные могут осуществлять свою деятельность по наблюдению за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами.

2. Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах

2.1. Наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организации, устанавливается совместным решением (постановлением) выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации и работодателя (его представителя), в соответствии с которым определяется необходимый объем рабочих мест, подлежащих наблюдению.

2.2. Методическое руководство и контроль за организацией и проведением наблюдения на всех этапах осуществляется выборным профсоюзным органом, старшим уполномоченным по охране труда организации, службой охраны труда.

2.3. Критерии оценки состояния условий и охраны труда на рабочих местах устанавливаются в порядке изложенном в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.4. Для проведения наблюдений формируется справочно-методическая база (технические паспорта оборудования, рекомендации, инструкция по наблюдению, карты наблюдений и др.).

2.5. Участникам проведения наблюдения за рабочими местами рекомендуется пройти обучение с учетом настоящих Методических рекомендаций, а также специфики и особенностей вида экономической деятельности организации.

Технические инспекторы труда профессиональных (межрегиональных) союзов, территориальных объединений организаций профсоюзов участвуют в обучении уполномоченных и оказывают им методическую помощь в проведении наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

2.6. Для наблюдения рекомендуется, выбирать рабочие места таким образом, чтобы получить максимально достоверное представление об уровне безопасности труда в структурном подразделении. С этой целью необходимо охватывать наблюдением достаточное количество рабочих мест, представляющих разнообразные виды выполняемых работ.

Если же все рабочие места не могут быть охвачены наблюдением, то делается выборка, которая охватывает виды работ с наиболее высоким уровнем профессиональных рисков в структурном подразделении.

2.7. Для оценки рабочего места определяются его границы, примыкающие к рабочему месту, маршруты движения, а также возможные варианты для спасения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Границу следует определять таким образом, чтобы рабочее место и прилегающее пространство можно было наблюдать с одной точки или небольшой площади.

Например, можно ограничить пространство, которое образуют находящиеся на рабочем месте станок, верстак и примыкающий к рабочему месту стеллаж. Дополнительно к выше перечисленному необходимо определить, какие станки и устройства (например, станки, сварочные аппараты и т.п.) относятся к оцениваемой площади.

2.8. Периодичность наблюдений в структурном подразделении устанавливается совместно с ее руководителем, специалистом службы охраны труда и учетом возможностей уполномоченного провести обследование и заполнить карты наблюдений по рабочим местам на участке в течение месяца (квартала).

3. Проведение наблюдений на рабочих местах

3.1. Оценка состояния рабочего места производится на выбранном рабочем месте, а запись результатов субъективных наблюдений осуществляется в соответствующих строках и графах карты наблюдений по принципу «хорошо» или «+» «/»плохо» или » — » (приложение N 2).

3.2. При заполнении карты наблюдений необходимо руководствоваться Инструкцией по наблюдению (приложение N 3).

Состояние объекта наблюдения (пункт) признается «хорошим», если он отвечает минимальному уровню (по мнению наблюдателя) требований безопасности. Если состояние объекта не соответствует требованиям охраны труда, то ставится отметка «плохо».

Если по какой-либо причине нет возможности оценить данный показатель или методом наблюдения его нельзя определить, то в соответствующей графе карты наблюдений указывается отметка «отсутствует» или «0».

По замеченным недостаткам, при необходимости, можно сразу сделать необходимые записи, так как позже трудно вспомнить, какого показателя касались отметки «минус».

Отметки по безопасности при работе на оборудовании ставятся отдельно по каждому станку (устройству), который находится на рабочем месте, таким образом в каждой графе может быть несколько отметок.

3.3. По нарушениям требований охраны труда, не терпящим отлагательства, уполномоченным вносятся руководителю подразделения по установленной форме предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

3.4. С учетом требований п. 2.7 уполномоченным заполняется карта по одному рабочему месту, после чего можно перейти к следующему рабочему месту. При определенном опыте, уполномоченный затрачивает на обследование одного рабочего места до 10 — 15 минут.

3.5. Карта наблюдений оформляется на каждое рабочее место, подлежащее обследованию.

После оценки производится подсчет пунктов «хорошо» и «плохо» и выводится коэффициент безопасности, характеризующий уровень безопасности наблюдаемого рабочего места (рабочей зоны).

Коэффициент безопасности (Кб) рассчитывается по формуле:

3.6. Для получения достоверной информации (результата) о состоянии условий и охраны труда оценку следует производить, как минимум, на 5 — 8 рабочих местах.

3.7. На основании данных наблюдений уполномоченным оформляется протокол результатов наблюдения по каждому рабочему месту (приложение N 4).

3.8. При наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работника, выявленной при обследовании рабочих мест, уполномоченный информирует непосредственного руководителя работ, старшего уполномоченного об имеющейся опасности и вносит предложение о приостановке работы на опасном участке.

3.9. Заполненные карты наблюдений уполномоченным передаются в службу охраны труда, где специалистами этой службы методом суммирования данных по всем рабочим местам, определяется уровень безопасности в структурном подразделении.

3.10. Регулярное проведение обследований позволяет наблюдать изменение уровня безопасности труда в динамике. При нормально налаженной системе информации, например, с использованием стендов «Охрана труда», каждый работник имеет возможность видеть, как меняется уровень безопасности на его рабочем месте.

4. Реализация результатов наблюдения

4.1. По результатам проведенных уполномоченными наблюдений службой охраны труда осуществляется прогнозирование возможных причин травм и путей улучшения состояния условий труда.

4.2. Мероприятия по устранению нарушений требований охраны труда, связанные с затратами финансовых средств и (или) требующие времени для приведения их в соответствие требованиям охраны труда, вносятся выборным профсоюзным органом в план мероприятий (соглашение) по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием сроков, источников финансирования и ответственных лиц.

При этом важно, чтобы рекомендованные мероприятия включались в финансово-хозяйственный план организации на очередной год до его принятия.

4.3. Уполномоченный осуществляет контроль за своевременным выполнением мероприятий, включенных в годовой план по улучшению условий и охраны труда по конкретному подразделению.

Читайте так же:  Лишение прав за долги по алиментам

4.4 Служба охраны труда, уполномоченный информируют работников подразделения о состоянии условий и охраны труда в подразделении и на рабочих местах, а также об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах в процессе наблюдений.

Информацию о принятых мерах по результатам наблюдений рекомендуется вывешивать на стенде «Охрана труда» или информационных стендах на участке, в подразделении, организации.

4.5. Результаты наблюдений могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов организации, связанных с выплатой работникам стимулирующих надбавок в зависимости от уровня безопасности в подразделении и организации в целом.

* ГОСТ 12.0.230.2007 ССБТ. Система управления охраной труда. Общие требования.

Наблюдение за производственной средой: Определение и оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут оказывать воздействие на здоровье работников.

Источник: http://base.garant.ru/55172064/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Контроль за состоянием охраны труда на предприятии

Существуют следующие виды контроля:

— административно-общественный контроль (осуществляет непосредственный руководитель работ);

— оперативный контроль (осуществляют руководители работ, специалист по охране труда и другие должностные лица);

— государственный контроль (осуществляют органы государственного надзора и контроля);

— общественный – осуществляет совместный комитет (комиссия) по охране труда.

1. Административно — общественный контроль — для малых предприятий достаточно 2-х уровневого:

Первый уровень (1-я ступень) — проводит непосредственный руководителем работ. Ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно — бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.

В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале контроля.

Второй уровень (II ступень)— проводится комиссией, созданной приказом директора. В состав комиссии входят: директор организации – председатель комиссии, специалист по охране труда, руководители структурных подразделений, председатель комитета (комиссии) по охране труда. Комиссия проводит проверки состояния условий и охраны труда в организации ежемесячно. Во время проведения проверки контролируется:

  • выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при проведении предыдущей комиссионной проверки;
  • выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
  • организация обучения и проверок знаний работников руководителями структурных подразделений;
  • организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
  • проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений.

Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, приказ доводится до всех руководителей и специалистов организации.

2. Оперативный контроль.

Осуществляется постоянно руководителями и специалистами в соответствии с должностными обязанностями.

3. Государственный контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда, осуществляют органы надзора и контроля, которые в соответствии с их полномочиями имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия. Проводить расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, получать необходимую информацию выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственных объектов и оборудования, налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении требований нормативных правовых актов об охране труда.

4. Общественный контроль.

Общественный контроль проводится представителями совместного комитета (комиссии) по охране труда.

Источник: http://ohranatrudaonline.ru/ohrana-truda-na-predpriyatii/kontrol-za-ohranoj-truda/sistema-kontrolya-ohrany-truda-na-predpriyatii/

Контроль за состоянием охраны труда на предприятии

Согласно действующего ГОСТ Р 12-0-007-2007 для оценки состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда на предприятии выполняются различные виды контроля, анализируются и оцениваются результаты проверки, разрабатываются мероприятия по улучшению охраны труда.

Применяют следующие виды контроля:

— текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;

— постоянный контроль состояния производственной среды;

— многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;

— проверку готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;

— внутреннюю проверку (аудит) системы управления;

— внешнюю проверку (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Выполняемые процедуры контроля и оценка эффективности СУОТ, а также ее элементов являются основой разработки соответствующих мероприятий по улучшению условий труда.

Процедуры контроля следует выполнять, привлекая персонал, прошедший обучение в области охраны труда.

Источник: http://ohranatrudaonline.ru/ohrana-truda-na-predpriyatii/kontrol-za-ohranoj-truda/

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

7.1. Контроль за состоянием охраны труда проводят для установления степени выполнения службами, подразделени­ями и отдельными работниками правил, норм и требований по ОТ, регламентируемых директивными органами и норма­тивно-технической документацией.

Контроль за состоянием охраны труда должен включать в себя:

— текущий контроль состояния охраны труда инженерно- техническими работниками;

— ежедневные обследования состояния ОТ в ходе прове­дения первой ступени 3-ступенчатого контроля за состояни­ем охраны труда;

— еженедельное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения второй ступени 3-ступенчатого контроля за состоя­нием охраны труда;

— ежемесячное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения третьей ступени 3-ступенчатого контроля за состо­янием храны труда;

— проведение комплексных и целевых проверок;

— метрологическое обеспечение контроля за состоянием охраны труда;

7.2. Контроль за функционированием СУОТ проводят для установления степени выполнения функций и задач управ­ления; установленных нормативными документами отрасле­вой системы управления охраной труда (ОСУОТ) и системой охраны труда предприятия (СУОТП).

7.3. Основным содержанием контроля, проводимого на всех уровнях управления, является проверка выполнения норм, требований и планируемых мероприятий по ОТ.

При проведении контроля в обязательном порядке про­веряют:

— состояние внедрения нормативно-технической докумен­тации (НТД) по ОТ;

— организация и результаты работы I и II ступеней кон­троля по ОТ;

— организация обучения и аттестации ИТР по вопросам ОТ. Проведение инструктажей;

— выполнение предписаний государственной инспекции и ООТ;

— выполнение мероприятий по актам Н-1 и актам рассле­дования впервые выявленных профзаболеваний;

— техническое состояние зданий и сооружений;

— состояние технологического оборудования;

— состояние стендов, плакатов, знаков безопасности,пла­нов эвакуации;

состояние пожарной безопасности;

— состояние сосудов, работающих под давлением, газово­го оборудования (ГРП);

— состояние санитарно-бытовых помещений;

— состояние складирования, проходов, проездов, поряд­ка в помещениях;

— состояние прохождения обязательных медицинских профосмотров;

— схем размещения технологического оборудования и со­ответствие фактического размещения этим схемам;

— на рабочих местах технологической документации., ин­струкций по охране труда и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности.

7.4. Контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия, должен проводиться согласно отраслевому «По­ложению об отделе (службе) охраны труда предприятия».

7.5. Общественный контроль за состоянием охраны труда комиссией охраны труда профсоюзного комитета предприя­тия должен осуществляться согласно «Типовому положению о комиссиях по вопросам охраны труда предприятия», упол­номоченным по охране труда — согласно «Типовому положе­нию о работе уполномоченных трудовых коллективов по воп­росам охраны труда».

7.6. Контроль и надзор, осуществляемый органами госу­дарственного надзора согласно соответствующим Положениям об органах государственного надзора-

Постоянный контроль, надзор и методическое руководст­во работой по охране труда на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, должны возлагаться на ответственных лиц по контролю и надзору за соответствую­щими объектами, назначенными приказом руководителя пре­дприятия (подразделения).

8.УЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

8.1. Функция учета и анализа состояния охраны труда за­ключается в выявлении и обобщении причин несоблюдения требований трудового законодательства, стандартов, правил и норм охраны труда*, а также причин невыполнения плани­руемых работ и мероприятий по охране труда с определени­ем конкретных мер по устранению недостатков.

Читайте так же:  Куда переводить алименты

8.2. Учет по охране труда — объективная документальная фиксация комплекса технико-экономических показателей, предназначенных для отражения состояния ОТ и реализа­ции задач СУОТ.

8.3. Учет по ОТ должен включать:

— оперативный учет состояния ОТ и выполнения работ по реализации СУОТ;

— систематический учет основных технико-экономических показателей в соответствии с НДД по оценке уровня работ по ОТ на предприятии;

— бухгалтерский учет средств и хозяйственных операции по ОТ в денежном выражении.

8.4. К организации учета по ОТ предъявляются следую­щие требования:

— систематическое планирование учетного процесса;

— непрерывность ведения учета;

— получение достоверной информации, своевременность и правильность заполнения учета.

8.5. Источником информации и исходной базой для веде­ния учета должен являться первичный учет.

8.6. Первичный учет ОТ должен фиксироваться в докумен­тах и журналах, отражающих:

— выполнение плановых мероприятий;

— расследование несчастных случаев на производстве;

— причины несчастных случаев;

Видео (кликните для воспроизведения).

— состояние условий труда;

— состояние безопасности технологического оборудования;

— выдачу опецодежды и др.

8.7. Информация, полученная на основе документов пер­вичного учета, обрабатывается, группируется и сводится в обобщенные показатели в соответствии с 11ТД по оценке уров­ня состояния ОТ на предприятии.

8.8. Документы первичного учета имеют юридическую си­лу и должны вестись на установленных типовых формах ак­тов, журналов, приказов, распоряжений и т. п.

8.9. Ведение документов первичного учета должно про­изводиться лицами, определенными соответствующими рас­поряжениями и функциональными обязанностями работаю­щих.

8.10. Ответственность за состояние учета по ОТ должна возлагаться:

— оперативного — на руководителей структурных под­разделений и служб предприятия в соответствии со служеб­ными функциями, установленными стандартами (положени­ями) СУОТ;

— статистического — на руководителя службы охраны труда;

— бухгалтерского — на руководителя бухгалтерской слу­жбы.

Общее методическое руководство учета по ОТ возлагает­ся на службу охраны труда предприятия.

8.11. Анализ состояния ОТ на рабочем месте, производ­ственном участке, в цехе, на предприятии является обяза­тельной функцией в СУОТ.

8.12. Проведение анализа состояния ОТ должно быть на­правлено на:

— выявление и обобщение причин несоблюдения требова­нии трудового законодательства (в части ОТ), законодатель­ства об охране труда, законодательства об общеобязатель­ном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, стандартов безопасно­сти труда, правил, норм, инструкций и других документов по ОТ;

— определение уровня ОТ за установленный период вре­мени;

-разработку конкретных организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков и даль­нейшему повышению уровня ОТ.

8.13. Должны быть установлены следующие виды анали­за состояния ОТ: оперативный (после каждой проверки и т- п.), ежемесячный, ежеквартальный, за полугодие и за год.

8.14. При оперативном анализе рассматриваются данные проверок., определяются характер нарушений и их количест­во, является сопоставление с предыдущими проверками, вы­деляются повторяющиеся недостатки, фамилии нарушителей, причины нарушений и т. д. При оперативном анализе долж­ны выявиться также потенциальные опасности.

8.15. Месячный анализ, за квартал, за полугодие прово­дятся по итогам работы за месяц, квартал, полугодие. По учетным материалам, характеризующим состояние ОТ, вы­является эффективность проведения мероприятий: какие до­стигнуты положительные результаты, какие допущены недо­четы, определяется динамика нарушений (по их характеру) н коэффициент безопасности труда.

8.16. При анализе работы по ОТ за год определяется ди­намика несчастных случаев на производстве по цехам и пред­приятию, а также изменения числа несчастных случаев по причинам; выясняется динамика нарушений и аварий, обоб­щаются принятые к нарушителям ОТ меры, оценивается их эффективность и т. д.

8.17. Анализ ОТ должен заканчиваться оценкой состояния 01 и культуры производства.

8.18. Для оценки состояния охраны труда рекомендуется «спользовать обобщенный показатель коэффициент безо­пасности труда (Кб), характеризующий соблюдение требований безопасности труда работающими, выполнение плано­вых мероприятий по ОТ, состояние производственной сани­тарии, безопасность производственного оборудования и тех­нологических процессов и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10975 —

| 7436 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/15_57570_kontrol-za-sostoyaniem-ohrani-truda-i-funktsionirovaniem-sistemi-upravleniya-ohranoy-truda.html

7.Организация надзора и контроля за состоянием охраны труда в организациях

Применяют следующие виды контроля:

а) текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;

б) постоянный контроль состояния производственной среды;

в) многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;

г) проверку готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;

д) реагирующий контроль;

е) внутреннюю проверку (аудит) системы управления;

ж) внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Обязанности, ответственность и полномочия по контролю должны быть распределены на различных уровнях управленческой структуры.

Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.

Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать:

а) контроль выполнения мероприятий конкретных планов, установленных критериев результатов деятельности и целей;

б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;

в) контроль производственной среды, включая организацию труда;

г) контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер;

д) оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям и другим обязательствам по охране труда, принятыми на себя организацией.

Текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля. Данный вид контроля применяют в крупных организациях с многоуровневой структурой.

Для большинства организаций применим следующий трехступенчатый контроль:

I ступень. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза обходят все рабочие места ежедневно. Обнаруженные неполадки устраняют немедленно. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля условий труда на своем рабочем месте допускается разрешить выполнять самостоятельно путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;

II ступень. Начальник цеха (большого участка) и уполномоченный по охране труда с инженером по охране труда совершают обход один раз в неделю. Результаты проверки заносят в журнал с назначением исполнителей и установлением срока устранения несоответствия;

III ступень. Комиссия организации изучает состояние охраны труда в подразделении один раз в месяц. По итогам проверки оформляет акт о нарушениях и издают приказ об их устранении.

Организации с незначительной численностью работников применяют двухступенчатый контроль:

I ступень. Ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля условий труда на своем рабочем месте допускается разрешить выполнять самостоятельно, путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;

II ступень. Ежемесячное углубленное обследование комитетом (комиссией) по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал заносят отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.

Читайте так же:  Как платить алименты ребенку а не жене

8. Обучение, инструктажи по охране труда

Обучение охране труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

Порядок и виды обучения регламентируются ГОСТ 12.0.004 – 90 «ССБТ. Организация обеспечения безопасности труда. Общие положения». В этом стандарте рассматриваются: изучение основ и обучение требований безопасности труда и другим видам деятельности в учебных заведениях, при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям; специальное обучение и проверка знаний рабочих, руководителей и специалистов; обучение безопасности труда при повышении квалификации, инструктажи по безопасности труда.

Инструктажи подразделяют по характеру и времени проведения:

вводный – проводит инженер по технике безопасности (преподаватель, соответствующие специалисты) со всеми, вновь принимаемыми на работу или перед началом лабораторных работ, по программе, специально разрабатываемой отделом охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм. О проведении делается запись в журнале регистрации инструктажей;

первичный – до начала производственной деятельности проводят индивидуально с лицами, связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента.

повторный – не реже 1 раз в полугодие по программе первичного инструктажа;

внеплановый инструктаж проводят при введении в действие новых стандартов, правил, при изменении техпроцесса, замене оборудования и других факторов, влияющих на безопасность труда; по требованию органов надзора; при перерыве в работе до 60 рабочих дней, а для работ с повышенными пребываниями до – 30 дней.

целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, уборка); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий; производстве работ, на которые оформлен наряд-допуск, проведение массовых мероприятий (походы, демонстрации).

Все виды инструктажей, кроме вводного, проводит непосредственный руководитель работ, он же проводит проверку знаний. Лица, показавшие неудовлетворительные знания к работе не допускаются.

Для предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний большое значение имеет пропаганда безопасных методов работы: кинофильмы, радио, наглядная агитация, лекции, конкурсы, смотры. На предприятиях со списочным количеством свыше 100 человек создаются кабинеты по охране труда. Кабинет должен быть оснащен нормативно-технической документацией по охране труда, техническими средствами обучения, наглядными пособиями и средствами наглядной пропаганды охраны труда.

Таким образом, задачами пропаганды и обучения по охране труда являются:

— убедить работающих в необходимости того или иного мероприятия;

— добиться сознательного отношения к обеспечению личной безопасности выполнением всех требований и норм.

Источник: http://studfile.net/preview/7493570/page:3/

Контроль и надзор за состоянием охраны труда на сети железных дорог

На уровне производств систематически проводятся проверки соблюдения условий труда на каждом рабочем месте, а также норм законодательства о труде в каждом производственном подразделении.

Основными видами контроля и надзора на сети железных дорог, в хозяйствах и организациях железнодорожного транспорта являются:

— государственный контроль и надзор;

— ведомственный контроль (внутренний контроль в ОАО «РЖД»);

Государственный контроль и надзор осуществляется Федеральной инспекцией труда и занятости Минздравсоцразвития России и иными федеральными органами контроля и надзора.

Ведомственный контроль и надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Управлением охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД», службами (отделами) охраны труда, руководителями, инженерно-техническими работниками железных дорог, их структурными подразделениями, функциональными филиалами ОАО «РЖД», дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД».

Ведомственный контроль осуществляется при проведении комплексных, целевых и оперативных проверок. Выполняется он комиссиями, назначаемыми (в зависимости от вида проверок) руководителями ОАО «РЖД», департаментов и управлений ОАО «РЖД», железных дорог, отделений железных дорог, структурных подразделений, функциональных филиалов ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».

Комплексные проверки каждой железной дороги проводят не реже одного раза в пять лет, отделений и дирекций железной дороги — не реже одного раза в три года.

Целевые проверки проводят по результатам ежегодных отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда на объектах, хода выполнения приказов, указаний и распоряжений. Результаты проверок оформляют записью в журнале трехступенчатого контроля или актом, включающим предложения по устранению обнаруженных недостатков и улучшению организации работы по охране труда со сроками их выполнения.

Одной из основных задач оперативного контроля является: выявление нарушений нормативов по охране труда, а также соблюдения условий труда и его безопасности на рабочих местах. Результаты проверки оформляют актом (справкой).

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.

Трехступенчатый контроль является основной формой контроля руководителями структурных подразделений железных дорог и функциональных филиалов ОАО «РЖД» за состоянием охраны труда на рабочих местах в подчиненных им производственных подразделениях, а также соблюдением работниками требований стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Первая ступень контроля осуществляется ежедневно (ежесменно) непосредственным руководителем работ (бригадиром, старшим по группе, дежурным по станции и др.) как в начале, так и в течение всего рабочего дня (смены). В начале рабочего дня (смены) проверяют:

— устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

— состояние рабочих мест;

— наличие необходимых для работы исправного инструмента и приспособлений;

— состояние проходов и проездов;

— исправность производственного оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, других машин и механизмов;

— наличие оградительных, защитных и предохранительных средств;

— исправность установок вентиляции и освещения;

— наличие и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты;

— правильность складирования материалов, заготовок, приспособлений;

— наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью;

— наличие необходимых средств пожаротушения. В течение рабочего дня (смены) контролируются:

— соблюдение работниками требований инструкций по охране

— исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;

— соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с электроинструментом;

— соблюдение работниками правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением;

— соблюдение других правил безопасности труда, предусмотренных для работ на данном участке.

Если нарушения не могут быть устранены силами бригады или группы, бригадир, дежурный по станции или другой непосредственный руководитель работ докладывает об этом начальнику цеха, старшему мастеру (мастеру), начальнику участка или другому руководителю производственного подразделения и делает запись в графе 3 журнала трехступенчатого контроля.

В случае выявления нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по станции или другое лицо) должен приостановить работу до устранения нарушений.

Вторая ступень контроля осуществляется руководителем подразделения предприятия (начальником цеха, старшим мастером, мастером участка или другим руководителем) не реже одного раза в месяц. При проведении второй ступени контроля проверяют:

— выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок первой и второй ступеней контроля;

— выполнение приказов и распоряжений администрации предприятия;

— выполнение мер по предписаниям и указаниям органов государственного и ведомственного надзора и контроля и инженера по охране труда;

— выполнение мер, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

— исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и других нормативных актов по охране труда;

Читайте так же:  Работа в полиции в турции

— состояние ограждения станков, оборудования, механизмов;

— освещенность рабочих мест;

— обеспеченность работников исправным инструментом, сигнальными принадлежностями;

— соблюдение сроков проведения планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок;

— исправность вентиляционных устройств и электрооборудования;

— наличие предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей окраски и знаков безопасности, состояние наглядной агитации по охране труда;

— наличие ограждения и обозначения негабаритных мест, углублений, каналов, шахт;

— содержание маршрутов служебного прохода, состояние проходов, проездов;

— наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

— соблюдение работниками требований правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;

— соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с электроинструментом;

— своевременность и качество проведения инструктажа и обучения работников о безопасности труда; ведение журналов инструктажа;

— обеспеченность и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты;

— санитарное состояние цехов и санитарно-бытовых помещений;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

При выявлении нарушений, угрожающих безопасности людей, работы приостанавливаются, работники выводятся из опасной зоны и принимаются необходимые меры по устранению нарушений.

Третья ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал комиссией, возглавляемой одним из руководителей структурного подразделения железной дороги, функционального филиала ОАО «РЖД», с охватом производственных подразделений, определенных локальным нормативным документом. Состав комиссии третьей ступени контроля определяется соответствующим локальным нормативным документом. При необходимости в структурном подразделении может быть создано несколько комиссий. В проведении третьей ступени контроля принимают участие руководители, специалисты и представители профсоюзного органа структурного подразделения. Третья ступень контроля проводится независимо от весенних и осенних технических осмотров состояния зданий, сооружений и транспортных средств, осуществляемых в рамках подготовки к зимнему и летнему периодам эксплуатации.

При проведении третьей ступени контроля проверяются:

— выполнение мер по результатам предыдущих проверок всех ступеней контроля, комплексных и целевых проверок, а также по результатам замечаний, сделанных руководителями всех уровней при оперативном контроле и представлений уполномоченных лиц по охране труда технической инспекции труда профсоюза;

— выполнение предписаний и указаний по охране труда органов государственного и ведомственного надзора руководителей и специалистов предприятия;

— выполнение мер, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

— соответствие оборудования требованиям стандартов безопасности труда и других нормативных актов по охране труда;

— наличие санитарно-бытовых помещений, устройств, их содержание в исправном состоянии;

— организация и качество проведения инструктажа работников;

— выполнение мер, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охране труда.

Отметка о проведении третьей ступени контроля делается в графах 2 и 3 журнала трехступенчатого контроля. Результаты третьей ступени контроля по структурному подразделению оформляются актом проверки. После устранения выявленных нарушений лицом, устранившим нарушение, в графе 6 журнала трехступенчатого контроля делается соответствующая отметка. По результатам рассмотрения итогов третьей ступени контроля при необходимости издается приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований охраны труда или виновных в неудовлетворительной организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о поощрении работников, добившихся положительных результатов в работе по охране труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заключение

Охрана труда в современном мире имеет огромное значение в связи с интенсивным развитием производственной сферы и появлением новых видов деятельности. Соблюдение ее принципов позволяет решить сразу целый ряд задач, среди которых:

• гарантировать защиту сотрудников от вредных и опасных факторов, способных сделать их неработоспособными;

• снизить расходы на обеспечение производственного процесса;

• исключить потери рабочего времени, выливающиеся в серьезные убытки для предприятия;

• избежать претензий и финансовых санкций контролирующих органов, призванных следить за соблюдением требований трудового законодательства;

• повысить производительность и качество труда персонала.

Для этих целей руководитель компании нанимает инженера по охране труда или пользуется услугами специализированных организаций.

Охрана труда, согласно положениям Трудового Кодекса, понимается как система или комплекс мер правового, социально-экономического, профилактического, санитарно-гигиенического характера, позволяющих сохранить жизнь и здоровье граждан, принимающих участие в производственном процессе, на протяжении их трудовой деятельности.

В роли контролирующих органов, призванных обеспечивать соблюдение требований охраны труда, выступают Правительство РФ и уполномоченные исполнительные органы на местах, а также Федеральная служба по труду и занятости в ведении Минздравсоцразвития. Действующие на основании законодательных актов, они проводят периодические проверки субъектов бизнеса с целью выявить и своевременно устранить нарушения условий труда.

Руководители предприятий, в компетенцию которых входит организация и аттестация рабочих мест, должны помнить: требования трудового законодательства действуют для всех субъектов бизнеса, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и для частных предпринимателей. Их строгое соблюдение — важная часть организации производственного процесса или деятельности, отдельные факторы которой можно расценивать как потенциально вредные или опасные для здоровья человека. Трудовой кодекс требует от главного руководящего лица любого предприятия выполнения целого ряда требований, в перечень которых включены:

• обязательное соблюдение нормативно-правовых актов, указывающих на правила организации рабочих мест и контроля их соответствия действующим нормативам;

• обеспечение безопасных условий труда для каждого из сотрудников, занятых в хозяйственной деятельности предприятия, вне зависимости от его профессиональных обязанностей;

• исполнение предписаний контролирующих органов, обнаруживших и указавших на те или иные нарушения в сфере охраны труда;

• обеспечение постоянного контроля рабочих мест персонала, путем проведения их аттестации, применения специальных средств коллективной и индивидуальной защиты, прошедших сертификацию и разрешенных к использованию в данных условиях осуществления деятельности.

Важную роль в соблюдении требований трудового законодательства играет обучение персонала посредством проведения инструктажей — первичного, периодического, внепланового и т. д., согласно внутренним распоряжениям и положениям действующего законодательства. Кроме того, большое значение имеет аттестация рабочих мест — оценивание условий труда с точки зрения их безопасности для жизни и здоровья человека. В случае обнаружения серьезных недостатков руководство предприятия должно принять немедленные меры по их устранению. Для составления перечня мероприятий, призванных привести условия труда в соответствие с нормативными требованиями, можно обратиться к специалистам, оказывающим подобные услуги. Действующим законодательством предусматривается выплата компенсации субъектам деятельности в погашение расходов, понесенных на проведение аттестации рабочих мест.

Список литературы

Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник. — М.: Маршрут, 2011

Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учебное пособие. — М.: Высш. шк., 2012

Мендельсон Э.Л. Официальная терминология трудовых отношений и безопасности труда: Словарь-справочник. — М.: Безопасность труда и жизни, 2010

Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуации с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. — М.: Транспорт, 2009

Сибилев В.М., Сорокин О.Н., Прохоров А.А., Кудрин В.А. Здравоохранение на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве. — М.: Транспорт, 2010

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 2951 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsii.org/15-51259.html

Контроль за состоянием охраны труда на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here