Изменения в спецоценке условий труда

Все самое важное на тему: "Изменения в спецоценке условий труда" с объективным подходом к проблематике. Актуальность информации на 2021 год можно уточнить у дежурного консультанта. Так же он ответит на другие сопутствующие вопросы.

Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
    • Статья 3. Специальная оценка условий труда
    • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
  • Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда (ст.ст. 8 — 18)
    • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
    • Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
    • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 13. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда
    • Статья 14. Классификация условий труда
    • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
    • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
    • Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда
  • Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст.ст. 19 — 24)
    • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
    • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 22. Независимость организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 23. Обеспечение исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
  • Глава 4. Заключительные положения (ст.ст. 25 — 28)
    • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 27. Переходные положения
    • Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля, 27 декабря 2018 г., 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Читайте так же:  Отмена решения суда по алиментам заявление

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 553-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Положения части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/70552676/

Специальная оценка условий труда в 2018 году: последние изменения

Угроза получить серьёзный штраф за непроведение спецоценки условий труда в 2019 году – неприятная неожиданность, которая возникнет перед предпринимателями. Законодательные изменения, регламентирующие процедуру проверки и сдачу отчётности о результатах в контролирующие органы, принимались 5 лет назад. В конце декабря в прошлом году истёк срок, который был отведён государством для приведения документации в соответствие новым правилам. Под штрафы за СОУТ после 1 января 2019 года попадают работодатели, не успевшие внести в реестр деклараций данные спецоценки.

Что такое СОУТ: определение

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году грозят даже тем предпринимателям, которым раньше никогда не приходилось проводить аттестационную процедуру. Возможностью законного проведения оценочных мероприятий обладают организации, обладающие аккредитацией в Минтруде. Исследованию подвергаются следующие моменты и обстоятельства:

  • загрязнения воздуха химическими веществами, присутствующими в виде испарений и пылевых частиц;
  • уровень шума и вибраций;
  • степень электромагнитного излучения во всем спектре;
  • радиационная безопасность;
  • риски получить травму на производстве, при взаимодействии с опасным оборудованием (высокое напряжение, подвижные механические части, наличие вредных химикатов и радиоактивных компонентов в производственном процессе);
  • нагрузки на организм (зрение, слух, опорно-двигательная система, обоняние, присутствие аллергенов).

По результатам проверки составляется пакет отчётных документов в установленной форме. На основании сделанных отчётов заполняется бланк декларации, которую нужно регистрировать в региональном отделении ФС труда. Если не возникает необходимости повторно начинать мероприятие во внеплановом порядке, действует документ пять лет. Подробнее о том, что такое СОУТ, описано у нас на сайте.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году

Ответственность за непроведение СОУТ в 2019 г., согласно нормам 426 ФЗ, регламентируется административным и уголовным кодексами.

Административная ответственность

Если не успели провести СОУТ в 2019 году юрлица, то руководителей таких компаний будут штрафовать. Размер суммы может составить до 10 тыс. руб. Такие же санкции предусмотрены для ИП. Организация заплатит в 8 раз больше.

Уголовная ответственность

Тюремный срок бизнесменам и ответственным лицам назначается после гибели наёмных сотрудников. Это произойдет, если в реестре деклараций Минтруда будет отсутствовать отчётность о проведении проверки условий на местах исполнения трудовых обязанностей. До 4 лет лишения свободы получит предприниматель, если погибнет 1 человек, и до пяти лет, если погибнет большее число людей. В случае производственной травмы, повлёкшей тяжёлые последствия для здоровья, владельцу бизнеса грозят штрафные санкции до 400 тыс. рублей, или год пребывания в исправительной колонии.

Повторные нарушения в области СОУТ

Нарушение, допущенное повторно, наказывается в денежном отношении строже. Штраф за спецоценку рабочих мест 2019 ответственным должностным лицам на предприятиях и собственникам назначается в размере до 40 000 руб. ООО штрафуются на 200 000. До 90 дней может быть назначена приостановка деятельности компании.

Ответственность экспертных организаций

Штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2019 году, налагаемые на работодателей, – не единственная мера, направленная на соблюдение закона. Организации, уполномоченные проводить процедуру, отвечают перед государством за соблюдение установленного порядка и правил. В случае выявления фактов формального подхода и отсутствия полноценной проверки, руководители и эксперты компании штрафуются на сумму до 30 000 рублей. Фирма, предоставившая услуги, заплатит до 100 тысяч рублей. Повторное нарушение обернётся для должностных лиц взысканием до 50 тысяч рублей, а юрлицо будет оштрафовано на сумму до 200 000 рублей.

Читайте так же:  Втб рефинансирование кредитов других

Источник: http://nalogobzor.info/publ/specialnaa-ocenka-uslovii-truda-v-2018-godu-poslednie-izmenenia

Правительство РФ подготовило поправки в закон о спецоценке условий труда

Wavebreakmedia / Depositphotos.com

Соответствующий законопроект сегодня внесен в Госдуму. Он направлен на повышение качества проведения специальной оценки условий труда в целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников.

В частности, предлагается ввести дополнительный механизм контроля за передачей организацией, проводящей спецоценку условий труда, отчетов о результатах проведения такой оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки условий труда (ФГИС СОУТ). Речь идет о присвоении таким отчетам идентификационного номера во ФГИС СОУТ, а также о привязке срока действия результатов проведения спецоценки условий труда ко дню их передачи во ФГИС СОУТ. При этом работодателям предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждения передачи отчета во ФГИС СОУТ.

Необходимость таких мер разработчики инициативы 1 обосновывают тем, что с датой утверждения отчета связано вступление в силу результатов проведения спецоценки условий труда. А на практике имеют место случаи непередачи или передачи отчетов в неполном объеме. «Это создает риски возможного умышленного сокрытия отчетов, что фактически снижает достоверность и репрезентативность накапливаемых во ФГИС СОУТ данных, а также не позволяет своевременно выявить с использованием автоматических сервисов ФГИС СОУТ возможные нарушения и принять меры по восстановлению нарушенных прав работников», – отмечается в пояснительной записке к документу.

Какая ответственность грозит организациям, проводящим спецоценку условий труда, за нарушение требований порядка передачи сведений о результатах такой спецоценки? Узнайте из «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, предусмотрены дополнительные обязанности для организаций, проводящих спецоценку условий труда. Они касаются передачи в уполномоченный орган информации:

  • о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации;
  • об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке условий труда.

Выявленные на основании таких данных нарушения могут послужить основанием для временного приостановления деятельности организации – до момента представления документов, подтверждающих их устранение. Предполагается, что требования к представлению информации о сокращении области аккредитации будут действовать до 31 декабря 2021 года – этого периода хватит, чтобы наладить электронное взаимодействие между ФГИС СОУТ и информационной системой Росаккредитации для передачи необходимой информации через систему электронного межведомственного взаимодействия.

Также в числе планируемых изменений – возможность осуществления по заявлениям органов исполнительной власти экспертизы качества спецоценки условий труда, результаты которой будут обязательны для всех участников спецоценки.

1 С текстом законопроекта № 769142-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник: http://www.garant.ru/news/1286331/

Разъяснения Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей

1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.

2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.

5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации — 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.

Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrud.ru/ .

6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда – декабрь 2019 года.

7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Развод и алименты в беларуси

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.

Источник: http://rosmintrud.ru/labour/safety/295

СОУТ для микропредприятий в 2019 году

В статье рассматривается спецоценка условий труда для микропредприятий в 2019 году: кто должен проходить процедуру, кому позволено быть экспертом, инструкция по организации проверки и правовые последствия нарушения законодательства.

Законодательство дает немало привилегий субъектам малого бизнеса, микропредприятия имеют послабления в составлении отчетности, налогообложении; они свободны от некоторых ревизий. Но ФЗ №462 не делает исключений: спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году обязательна для организаций, зарегистрированные как СМП. Для начала разберемся, что такое СОУТ.

СОУТ — задачи, значение, определение

Наименование Основание
Приказ о составе комиссии ФЗ-426, ч. 2, ст. 9
Список рабочих мест ФЗ-426, ч.5, ст.9
Справка о потенциальной угрозе ФЗ-426, ч. 5, ст. 12
Сведения, требуемые экспертами ФЗ-426, ст. 10

Специальная оценка условий труда — СОУТ для микропредприятий в 2019 году — система тотального инспектирования производства, выясняющая степень его экологического и эргономического риска. Законом определены две категории изучения: обстоятельства и тяжесть труда. Под первым подразумеваются физические, химические, биологические параметры среды. Под вторым — напряженность трудового процесса, нарушающая нормальное психофизическое состояние человека.

Правовые основы: законы, приказы, положения

Наименование Основание
Приказ о составе комиссии ФЗ-426, ч. 2, ст. 9
Список рабочих мест ФЗ-426, ч.5, ст.9
Справка о потенциальной угрозе ФЗ-426, ч. 5, ст. 12
Сведения, требуемые экспертами ФЗ-426, ст. 10

Нормативы, по которым проводится спецоценка условий труда для малых предприятий, исходят из ТК. Это источник, на основании которого издан соответствующий закон. КоАП и Уголовный кодекс ответили введением распоряжений, предусматривающих наказания за его неисполнение. Правительственные органы и ведомства разрабатывают дополнения, изменения и пояснения к ФЗ №462. Период с его издания по настоящее время являлся переходным. Окончательную силу он получит только в текущем году. Научной базой испытаний служат действующие санитарно-гигиенические нормы и правила.

Какие предприятия обязаны проходить СОУТ

Наименование Основание
Приказ о составе комиссии ФЗ-426, ч. 2, ст. 9
Список рабочих мест ФЗ-426, ч.5, ст.9
Справка о потенциальной угрозе ФЗ-426, ч. 5, ст. 12
Сведения, требуемые экспертами ФЗ-426, ст. 10

Закон предписывает непременность прохождения спецоценки условий труда всеми ИП и ЮЛ. Исключение составляют те, у кто трудится на дому. Под действие закона подпадают предприятия всех видов налогообложения. Консультанты на вопрос: «СОУТ в 2019 году обязательно ли для малых предприятий?», — отвечают: «Да, СОУТ для микропредприятий проходит на общих основаниях». Не рассматриваются обстоятельства, в которых трудятся няни, сиделки, домработницы. Работа у физических лиц не входит в рассмотрение. Вакантные должности не учитываются. Другие НПА действуют относительно служащих государственных, муниципальных учреждений. Офисы от измерений уровня риска для здоровья не освобождаются.

Что нового в проведении СОУТ в 2019 году

Наименование Основание
Приказ о составе комиссии ФЗ-426, ч. 2, ст. 9
Список рабочих мест ФЗ-426, ч.5, ст.9
Справка о потенциальной угрозе ФЗ-426, ч. 5, ст. 12
Сведения, требуемые экспертами ФЗ-426, ст. 10

Новшеством называют ужесточение наказаний за неисполнение ФЗ №462. Последний срок отправления отчетов об итогах спецоценки был назначен на 31 декабря 2018 года. Все, кто не сделал этого, получили предупреждения. Это первый сигнал к тому, чтобы немедленно приступить к исполнению закона.

Еще одно новшество — автоматизированная ревизия. Теперь Минтруда будет выявлять уклонившихся от СОУТ по базе данных, собранных ФНС, ПФ, СФ. Тем, кто подпадет под «карающий меч» в первый раз, дадут 6 месяцев. За это время надо провести спецоценку условий труда.

СОУТ поэтапно

Наименование Основание
Приказ о составе комиссии ФЗ-426, ч. 2, ст. 9
Список рабочих мест ФЗ-426, ч.5, ст.9
Справка о потенциальной угрозе ФЗ-426, ч. 5, ст. 12
Сведения, требуемые экспертами ФЗ-426, ст. 10
  1. Создать на предприятии комиссию.
  2. Утвердить график событий.
  3. Сделать список производственных мест.
  4. Найти экспертную организацию, уполномоченную проводить СОУТ.
  5. Провести совместно со специалистами измерения.
  6. Оформление результатов в отчете согласно законодательству.
  7. Передача результатов в ФГИС в течение 30 дней после проведения проверки.

Руководитель издает приказ о проведении спецоценки, о составе комиссии. Количество входящих в нее лиц непарное, не меньше трех. Туда входят работодатель, представители коллектива.

Кто проводит спецоценку условий труда

Инспектируемый — владелец малого или микропредприятия, юридическое лицо — приглашает для обследования коллектив экспертов. Команда должна быть аккредитована на проведение спецоценки. Госреестр регистрирует только те фирмы, которые имеют в своем штате профильных специалистов. Хотя бы один из них обязан быть врачом-гигиенистом. У фирмы есть необходимое оборудование (лаборатория) для проведения нужных изысканий. Представленный Минтрудом реестр организаций, имеющих разрешение на оказание услуг по СОУТ, отвечает на вопрос, кто должен проводить спецоценку условий труда.

Порядок проведения СОУТ

Спецоценка условий труда проводится приглашенной командой специалистов в присутствии лиц от предприятия. Порядок СОУТ определен методикой, прилагаемой к ФЗ №462. Ее алгоритм:

  1. Подготовка, описанная выше.
  2. Исследование параметров, представляющих вред и опасность.
  3. Оформление выводов по итогам оценки.
  4. Составление декларации.
  5. Отправление отчета с выводами в Минтруд.
Читайте так же:  Угрожают коллекторы по телефону что делать

Трудовой Кодекс предписывает работодателям постоянную заботу о создании оптимальных условий на своем производстве. Он должен рассказать будущим сотрудникам о неблагоприятных, угрожающих обстоятельствах, когда берет их на работу. Он обязан внести в трудовой договор пункты о привилегиях, материальном возмещении вреда, если он есть.

Как часто следует проводить спецоценку условий труда

Спецоценка на потенциально опасном предприятии проводится каждые 5 лет. После открытия ИП дается 6 или 12 месяцев, за которые надо провести исследование. Создание новой производственной точки требует возобновления ревизии. Ремонт, реконструкция, обновление технологий служит поводом к внеочередному изучению. Жалобы, аварии, случаи заболеваний дают причину к внеплановому инспектированию.

Перечень документов для проведения спецоценки условий труда

Наименование Основание
Приказ о составе комиссии ФЗ-426, ч. 2, ст. 9
Список рабочих мест ФЗ-426, ч.5, ст.9
Справка о потенциальной угрозе ФЗ-426, ч. 5, ст. 12
Сведения, требуемые экспертами ФЗ-426, ст. 10

Правовые последствия проведения СОУТ

Сведения, полученные в результате экспертизы, показывают степень риска. Они сравниваются с нормами, изложенными в приложении к закону. Уровень неблагоприятных обстоятельств разделяется по классам. Люди, чьи производственные должности относятся к 3 и 4 классам, получают привилегии, материальное возмещение за вредность производства.

Последствия спецоценки для работников

Льгота, компенсация Основание
Сокращение рабочего времени ТК РФ, ст. 82
Повышение тарифов ТК РФ, ст. 146, 147
Отпуска дополнительные ТК РФ, ст. 117
Пенсия раньше срока ФЗ-173, ст. 27

Последствия спецоценки для работодателей

Обязанности Основание
Запрет на использование труда женщин, лиц моложе 18 лет ТК РФ, ст. 253, 265
Выдача защитных средств
Организация лечебно-профилактического питания ТК РФ, ст. 222

Неудовлетворительные итоги СОУТ вынуждают работодателя улучшить условия, потратиться на защитные средства, льготы, компенсации.

В свою очередь он может претендовать на скидки или надбавки к страховому полису. Федеральная СС будет исходить от выводов СОУТ. Разделение должностей по классам вредности, опасности скажется на сумме вкладов в ПФ, поможет дифференцировать начисление пенсии.

Какие взыскания и штрафы положены за нарушение закона о СОУТ

Штраф за отсутствие СОУТ накладывается не только на работодателя, но и на должностное лицо, проводящее измерения. Законным основанием служит Кодекс об административных правонарушениях. В случае чрезвычайных происшествий, кризисных ситуаций, возникновения угрозы травматизма и жизни людей в силу вступают соответствующие статьи Уголовного Кодекса. Есть разница между штрафами, налагаемыми на ИП, юридическое и должностное лицо.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/sout-dla-mikropredpriatii-v-2019-godu

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. Начиная с 2019 года, за отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Что такое специальная оценка условий труда

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Рассчитать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда. Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Читайте так же:  Кто подает на увеличение детских алиментов

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).

Источник: http://www.buhonline.ru/pub/beginner/2019/11/15195

Федеральный закон о специальной оценке условий труда

ФЗ о специальной оценке условий труда претерпел изменения 1 мая 2016 года. Скорректированы были следующие статьи: 4, 6, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 21. Согласно новой редакции, срок проведения специальной оценки для принятых в эксплуатацию новых рабочих мест увеличен с 6 месяцев до 12.

Декларированию подлежат теперь рабочие места не только те, на которых не выявлены вредные или опасные факторы, но и места, признанные оптимальными или допустимыми. Постатейный анализ описан ниже.

Постатейные изменения 2016

426 ФЗ о специальной оценке условий труда, изменения:

По любым представленным выше изменениям вы можете получить разъяснение у экспертов компании ООО «АЦ «СОУТ». Связаться с ними можно, обратившись к нам позвонив по телефону или отправив запрос через форму на сайте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://asout.ru/articles/federalnyiy-zakon-o-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda

Изменения в спецоценке условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here